К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Жизнь Фриды Кало, сказки Шахерезады, мемуары дочери «изменника Родины»: 10 спектаклей женщин-режиссеров

Жизнь Фриды Кало, сказки Шахерезады, мемуары дочери «изменника Родины»: 10 спектаклей женщин-режиссеров
Жизнь Фриды Кало, сказки Шахерезады, оратория о менструации, детектив о хитрой жене подсудимого — Forbes Woman собрал российские спектакли, созданные женщинами о женщинах

Режиссер — до сих пор одна из наиболее закрытых для женщин профессий. В кино в последние годы женщин-режиссеров становится все больше, но блокбастеры им пока не доверяют. В театре ситуация похожая: в академическом сохраняется гендерный дисбаланс, экспериментальный более открыт, но и там ощущается дефицит женских ставок, персонажей и историй. В этой подборке — 10 спектаклей, которые меняют сложившийся порядок.

«Рассадка 25% — это фактически закрытие»: московские театры о новых ограничениях в связи с коронавирусом

«1000 и 1 ночь», режиссер Полина Агуреева, «Мастерская Петра Фоменко»
Лариса Герасимчук

«1000 и 1 ночь», режиссер Полина Агуреева, «Мастерская Петра Фоменко»

Вместе с актером (и мужем) Федором Малышевым Полина Агуреева создает нетипичные для восточной сказки (от которой ждешь сияющей роскоши) аскетичные мизансцены: на сцене два рассказчика, одетые в черное, и музыканты струнного ансамбля, рассаженные по обе стороны от сцены. Некоторые критики называют «1000 и 1 ночь» спектаклем с яркой феминистской позицией — женщины в этой истории, неизменно хитрые и мудрые, без труда решают проблемы, ставящие в тупик многих мужчин. Представители театра дипломатично отвечают, что любой спектакль — это разговор о мужчине и женщине, акценты расставляют зрители. Сама Агуреева характеризует жанр спектакля как «ироничное кабуки», в котором испорченное цивилизацией человечество возвращается к вечным ценностям.

«Персона», режиссер Лера Суркова, «Гоголь-центр»
Гоголь-центр

«Персона», режиссер Лера Суркова, «Гоголь-центр»

Известная актриса вдруг замолкает прямо посередине спектакля, и никто не может это изменить. Формально она здорова и психически, и физически, успешна в карьере и в личной жизни — просто по неизвестным причинам хочет прекратить любое общение с внешним миром. Чтобы скрасить ее досуг, к ней приставлена медсестра, которая решает вылечить пациентку, заставив ее выслушать свою исповедь. В основе этого спектакля — одноименный фильм Ингмара Бергмана, вышедший в 1966 году и давно ставший культовым. Режиссер Лера Суркова переосмысляет историю двух женщин, которые нужны друг другу, чтобы справиться со своими душевными травмами. Отдельного внимания заслуживает игра актрис Юлии Ауг, Марины Селезневой и Ольги Науменко.

ТАСС узнал о решении властей Москвы не продлевать контракт с Серебренниковым в «Гоголь-центре»

«Лада, или Радость», режиссер Марина Брусникина, РАМТ
РАМТ

«Лада, или Радость», режиссер Марина Брусникина, РАМТ

Спектакль основан на первом прозаическом опыте поэта-постмодерниста Тимура Кибирова. Главная героиня (ее играет Нелли Уварова) — собака, скучающая по школьнице Лизе: после летних каникул девочка уехала в город, а прирученная ею собака осталась в деревне. Мастер психологического театра Марина Брусникина (ставившая спектакли, пожалуй, во всех ведущих театрах Москвы) не подвергает прозу сценической обработке. А значит, и Лада, и ее новая хозяйка, и остальные действующие лица говорят со зрителем на языке современной прозы.

«Считалка», режиссер Женя Беркович, Боярские палаты СТД РФ
Боярские палаты СТД РФ

«Считалка», режиссер Женя Беркович, Боярские палаты СТД РФ

Спектакль, поставленный по повести Тамты Мелашвили, рассказывает о жизни двух 13-летних девочек во время грузино-абхазского конфликта, произошедшего в начале 1990-х годов. Несмотря на жуткие условия военного времени, на фоне рушащихся государств и судеб находится место юмору и простым человеческим отношениям. Специально для этой постановки художница Ксения Сорокина создала декорации и кукол, близких по духу к работам Параджанова, Пиросмани и Габриадзе. И, конечно же, ни одна грузинская история не может обойтись без пения: в этой постановке традиционные грузинские мотивы парадоксальным образом вплетаются в мировые хиты уходящего тысячелетия.

«Девушки в любви», режиссер Алиса Кретова, театр «Практика»
Практика

«Девушки в любви», режиссер Алиса Кретова, театр «Практика»

Автор пьесы Ирина Васьковская и режиссер Алиса Кретова — выпускница мастерской Дмитрия Брусникина в школе-студии МХАТ — пытаются разобраться, что такое созависимые отношения. Три героини этой трагической истории хотят любить, но не умеют. Вместо того чтобы разобраться в себе, они, подталкиваемые одиночеством, ныряют с головой в омут отношений, но ничего хорошего из этого не получается. Им понадобится время, чтобы понять, что хотеть быть любимой и любить — не одно и то же, а искать «вторую половину» стоит тогда, когда ты способен жить в мире с самим собой.

Читатели Forbes назвали 30 самых перспективных россиян моложе 30 лет

«Сахарный ребенок», режиссер Полина Стружкова, Центр имени Вс. Мейерхольда
Центр имени Вс. Мейерхольда

«Сахарный ребенок», режиссер Полина Стружкова, Центр имени Вс. Мейерхольда

Безоблачное детство девочки Стеллы заканчивается в тот момент, когда ее папу вдруг по непонятным причинам арестовывают, а их с мамой из Москвы ссылают в Киргизию. Стремясь уйти от горя и бед, Стелла создает в своем воображении целый мир, основанный на сказках, песнях и вымышленных образах. В один из самых страшных периодов истории нашей страны все это помогает ей сохранить стойкость и внутреннее равновесие. Спектакль по книге Ольги Громовой, основанной на мемуарах Стеллы Нудольской, которая в возрасте пяти лет оказалась в лагере для ЧСИР — «членов семьи изменников Родины».

«28 дней», режиссеры Светлана Михалищева и Юрий Муравицкий, «Театр.doc»
Светлана Виданова

«28 дней», режиссеры Светлана Михалищева и Юрий Муравицкий, «Театр.doc»

Оратория для Героини, Мужского голоса и Хора, поставленная по одноименной феминистской пьесе Ольги Шиляевой и формой напоминающая античную трагедию, обращается к теме взаимодействия женщины с социумом, причем в привязке к менструальному циклу. Это смелое, ироничное и болезненно правдивое высказывание вызвало шквал обсуждений и критики — боль, через которую ежемесячно проходят многие женщины, в нашей стране до сих пор нельзя обсуждать открыто. Стоит отметить, что в этой постановке сочетаются женский и мужской углы зрения — супруги Светлана Михалищева и Юрий Муравицкий успешно справились с задачами горизонтальной, равноправной режиссуры. Актерами выступили выпускники МШНК, где режиссеры ведут актерский курс. В 2020 году спектакль был номинирован на «Золотую маску».

Сложности фемтеха: почему инвесторы до сих пор стесняются произносить слово «тампон»

«Осенняя соната», режиссер Екатерина Половцева, театр «Современник»
Театр «Современник»

«Осенняя соната», режиссер Екатерина Половцева, театр «Современник»

Ева — жена деревенского пастора, ее главное призвание — быть хранительницей очага и хорошей женой для мужа, которого она, правда, не любит. К ней в гости приезжает ее мать Шарлотта — известная на весь мир пианистка, в которой талант сочетается с эгоизмом. Она не только не любит, но и презирает дочь за то, что та не состоялась в жизни. Еще один спектакль, взявший за основу одноименный фильм все того же Ингмара Бергмана.

«Фрида. Жизнь в цвете», режиссер Лейла Абу-аль-Кишек, Театр им. Евгения Вахтангова
Юлия Солодовникова

«Фрида. Жизнь в цвете», режиссер Лейла Абу-аль-Кишек, Театр им. Евгения Вахтангова

Немалую роль в появлении этого спектакля сыграла исполнительница главной роли Аделина Гизатуллина: она признавалась, что, обладая специфической внешностью, не могла рассчитывать на главную роль — и решила сама найти подходящий материал. В итоге получилась колоритная, наполненная чувственной музыкой история о бунтарке Фриде Кало. Авария, отразившаяся на здоровье и всей последующей жизни самой, пожалуй, известной мексиканской художницы, ее роман длиною в жизнь с мастером монументальной живописи Диего Риверой, его измены — все главные события жизни Кало нашли отражение в спектакле. Тандем Абу-аль-Кишек и Гизатуллиной на этом не остановился: через год на той же сцене они выпустили еще один спектакль-байопик «Нижинский. Гениальный идиот».

«Свидетель обвинения», режиссер Мари-Луиз Бишофберже, МХТ им. А.П.Чехова
Екатерина Цветкова

«Свидетель обвинения», режиссер Мари-Луиз Бишофберже, МХТ им. А.П.Чехова

Обвинение в этой истории выдвинуто против мужчины, подозреваемого в убийстве состоятельной дамы, которая завещала ему все состояние. Но главное действующее лицо — его жена, которая неожиданно выступает в суде против своего супруга. Это не только детектив, но и история любви: Рената Литвинова играет женщину, которой удается провести британскую систему правосудия и добиться справедливости в безвыходной ситуации.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+