«Рассадка 25% — это фактически закрытие»: московские театры о новых ограничениях в связи с коронавирусом
С 13 ноября в Москве вводят новые ограничения в связи с распространением коронавирусной инфекции — в том числе теперь максимальное число зрителей в театрах, кино и концертных залах не должно превышать 25% вместимости зала. Ограничения будут действовать до 15 января 2021 года.
Заявив РБК, что при сокращении зрительской аудитории до 25% от заполняемости зала работать театру бессмысленно, генеральный директор Большого театра Владимир Урин озвучил прежде всего драму театральной экономики. Убыточный по определению музыкальный театр, с приглашенными звездами, живым оркестром, не может существовать в условиях, когда от его аудитории остается только четверть. В конце декабря во всех театрах наступает высокий сезон, топ продаж, и Большой, например, дает балет «Щелкунчик» нон-стоп, на который все билеты уже разошлись до января, — теперь непонятно, как из 50% зрителей вычесть половину, решить, кого пускать в театры, а кого нет. Помимо неловкой ситуации перед зрителями и финансовых потерь, театры, особенно балетные, музыкальные коллективы, несут и другие потери. Артисты, лишенные сцены и репетиционных залов, стремительно теряют форму. О своем решении закрывать театр или нет гендиректор Большого обещает сообщить 12 ноября.
Forbes Life поговорил с директорами других московских театров об их отношении к новым ограничениям, введенным в городе в связи с распространением коронавируса.
«Ограничения на новогодние праздники установили слишком поздно»
Андрей Черномуров, и. о. генерального директора Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко
«Работать при 25%-ной загрузке зрительного зала музыкальному театру, как и любому театру Москвы, абсолютно бессмысленно, так как выступать артистам перед пустым залом изначально плохо и ужасно. Вдобавок это уже совсем убыточно. При 50%-ной загрузке музыкальные театры балансировали на грани, еле-еле покрывая собственным заработком расходы на проведение спектаклей. Гораздо честнее было просто театры в Москве закрыть до 15 января.
Другая проблема в том, что ограничения на новогодние праздники установили, к сожалению, слишком поздно. Большинство театров продают билеты на три и более месяцев вперед, и у многих театров спектакли на новогодние праздники проданы полностью. Как теперь выбрать 25% зрителей на спектакль, на который проданы все билеты из расчета 50%-ной заполняемости? На этот вопрос правильного ответа нет и, наверное, не будет. Любой вариант будет дискриминацией по отношению к части публики».
«Рассадка 25% — это фактически закрытие театров»
Ирина Золина, директор «Электротеатра «Станиславский»
«Сейчас мы пересматриваем рассадку зрителей на 25% зала. Спектакли с 50%-ной рассадкой зрителей — это убытки, а 25% — еще большие убытки. В планах на ноябрь и декабрь есть премьеры, продолжаются репетиции. Помимо работы над ближайшими премьерами, театр занят выпусками спектаклей второй половины сезона. Жизнь в любом случае продолжается, хотя рассадка 25% — это фактически закрытие театров. Но пока артисты хотят выходить на сцену, а зрители — смотреть спектакли, мы будем играть. До последнего зрителя».
«Даже 25% финансовых средств жизненно необходимы»
Андрей Воробьев, директор театра «Мастерская Петра Фоменко»
«Не все пока понятно. Мы ждем разъяснений от учредителя, Департамента культуры города Москвы. Неясно, что делать со спектаклями, заявленными после 13 ноября и до Нового года, на которые уже проданы 50% билетов. Следует ли их отменить, иначе непонятно, как половину аудитории лишить возможности просмотра спектакля. Если нас не закрывают, давая возможность играть на 25%, эту возможность надо использовать. Нелепо и глупо закрываться самим. У нас репертуар. Спектакли живут, только если играются. У нас две премьеры прошлого месяца. Новый спектакль не развивается и разрушается, если его не играть минимум 3-4 раза в месяц. Артисты, которые, как и спортсмены, быстро теряют форму, не практикуя.
Наконец, даже 25% финансовых средств, которые можно заработать, жизненно необходимы, чтобы платить сколько-нибудь приличные зарплаты. Майские указы президента следует выполнять. Даже если нам запретят вообще принимать зрителей, но не запретят работать, мы будем собираться в театре, делать прогоны на пустой зал и репетировать новые спектакли. Нельзя раскисать и сдаваться. Только работа нас спасет».
«Нашей «подушки безопасности» должно хватить»
Кирилл Крок, директор Театра им. Вахтангова
Закон не имеет обратной силы. Поэтому мы продаем билеты, исходя из 25%-ной заполняемости зала, начиная с 13 ноября. Нужно понимать, что глубина продажи билетов в театре — два, два с половиной месяца. Все зрители, купившие билеты, смогут прийти в театр и посмотреть спектакли. Обмен и возврат билетов будут происходить по утвержденным законом правилам.
Мы не будем закрывать театр. Мы будем продолжать работать и при 25%-ной заполняемости зала. Вахтанговский театр не закрывался даже во время войны. В здание театра попала бомба, театр уехал в эвакуацию, но продолжал активно работать.
Об экономике театра сейчас речь не идет. Все финансовые вопросы отошли на второй план. Речь идет о сохранении театра, актеров, зрителей. На это нашей «подушки безопасности» должно хватить».