Берут по-крупному: уровень трат по кредиткам достиг исторического максимума
Уровень утилизации кредитных карт (доли потраченного заемщиками лимита по карте) в сентябре 2024 года достиг 34,5%, следует из данных бюро кредитных историй (БКИ) «Скоринг бюро», с которыми ознакомился Forbes. Сентябрьский результат стал максимумом за всю историю наблюдения за показателем (БКИ учитывает его с 2020 года).
Предыдущий пик пришелся на июль 2022 года, когда уровень утилизации вплотную приближался к 34%. Из данных «Скоринг бюро» следует, что утилизация лимитов растет с июля 2023 года — тогда показатель находился вблизи 29% от одобренного лимита. В январе текущего года он был чуть больше 30%.
Речь идет именно о работающем портфеле кредитных карт, по картам с просрочкой утилизация лимитов всегда будет около 100%, а по неиспользуемым картам — 0%. «Мы же хотим понимать, как меняется утилизация именно по работающему портфелю», — пояснил гендиректор «Скоринг бюро» Олег Лагуткин. Совокупный портфель кредитных карт российских банков БКИ на конец сентября оценивает в 4,28 трлн рублей. Из них на карты с просрочкой более 90 дней приходится около 483 млрд рублей, то есть чуть больше 11% портфеля.
Почему россияне перешли на кредитки
Собеседники Forbes называют несколько причин для роста утилизации лимитов по кредитным картам. Во-первых, это потребность населения в заемных средствах на фоне сохраняющегося спроса и высоких темпов инфляции. В бюллетене «О чем говорят тренды» ЦБ отмечает, что «рост потребительских цен остается высоким — как в части волатильных, так и в части устойчивых компонентов». Годовая инфляция хоть и опустилась до 8,6% с 9%, но вопрос о темпах ее замедления для ЦБ остается открытым при перевесе влияния проинфляционных факторов. Регулятор называет спрос в потребительском секторе на фоне высоких зарплат сильным и надеется на его постепенное охлаждение.
«Инфляция сама по себе приводит к тому, что часть граждан вынуждена чаще прибегать к использованию кредитных средств для поддержания уровня потребления. У части граждан ожидание будущего увеличения цен провоцирует рост потребительской активности — они стараются приобрести «впрок» необходимые товары», — указывает директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Михаил Полухин.
Во-вторых, высокие ставки по рублевым депозитам заставляют россиян держать свои средства на них. По данным проекта «Финуслуги» Мосбиржи на 23 октября, индекс доходности вкладов в топ-10 крупнейших кредитных организаций по объему привлеченных средств населения достиг 18,74%. За неделю он подрос на 1 процентный пункт. Максимальные ставки банки предлагают сейчас по вкладам на шесть месяцев — они выросли до 22%.
Текущие депозитные ставки способствуют формированию такой модели поведения, когда свободные средства все больше размещаются во вкладах, а регулярные покупки или иные расходы осуществляются с использованием кредитных карт, с последующим возвратом заемных средств в течение грейс-периода, отмечает Михаил Полухин.
«Используя кредитную карту для оплаты в грейс-период, можно разместить средства на накопительные счета или короткие депозиты аналогичного срока, что дает фиксированный доход, при этом можно получить дополнительные выгоды в виде кешбэка по совершенным покупкам», — добавляет управляющий директор рейтингов финансовых институтов рейтинговой службы НРА Константин Бородулин.
В-третьих, кредиты наличными серьезно подорожали, а получить их стало сложнее. По данным НБКИ, по итогам сентября уровень одобрения необеспеченных потребкредитов опустился до 34,4% от всех заявок — отказ получают две трети потенциальных заемщиков. Средняя полная стоимость кредита (ПСК) наличными, по данным Объединенного кредитного бюро (ОКБ), на начало сентября подобралась к 29,3%. ПСК в кредитных картах, по оценке «Скоринг бюро», по итогам сентября составила 27,6%. ОКБ оценивает ПСК в сегменте кредиток еще ниже — 24,6%. Это минимальное значение за весь 2024 год.
«Простые потребительские кредиты сильно подорожали, уровень отказов по ним вырос из-за неоптимальных расчетных параметров долговой нагрузки, а для одобрения потенциальным заемщикам зачастую требуется дополнительно оплатить страховку и услугу по снижению процентной ставки до приемлемого уровня. Эти потенциальные дополнительные расходы делают потребительские кредиты значительно менее привлекательными по сравнению с утилизацией лимита по кредитной карте, если установленного лимита достаточно для покрытия текущих и дополнительно возникающих расходов», — обращает внимание управляющий директор рейтингового агентства «Эксперт РА» Юрий Беликов.
Наконец, по старым кредитным картам, которые заемщики получили несколько лет назад, могут сохраняться прежние условия обслуживания. «Если кредитная карта выдана достаточно давно и имеет невысокую процентную ставку, то ее использование даже за пределами грейс-периода обосновано, ввиду существенного роста стоимости потребительских кредитов», — считает Константин Бородулин.
Что с выдачами
По данным «Скоринг бюро», выдачи карт как по совокупной сумме одобрений, так и по количеству оформленного пластика снижаются с августа. По итогам сентября банки выдали карт на общую сумму в 200,88 млрд рублей, а месяцем ранее — на 229,21 млрд. В сентябре речь шла о 1,83 млн оформленных новых карт, а в августе — о 2,06 млн штук. Средняя сумма установленного по картам лимита также снижается.
В России кредитные карты и потребительские кредиты в основном оформляют одни и те же клиенты, у большой доли которых уже есть два-три кредита, рассказывает старший проектный лидер Frank RG Анна Стогниенко. По ее словам, до трети заемщиков в этом сегменте имеют несколько кредитов. Раньше банки охотно выдавали таким клиентам новые кредитки, компенсируя повышенный риск более высокой ставкой, но с ростом надбавок за риск и снижением достаточности капитала банки вынуждены будут снижать долю таких клиентов и искать новых среди незакредитованного населения. «Выдачи новых карт будут снижаться, но выдачи кредитов по кредитным картам будут сохранять высокий темп. Просто банки сосредоточатся на активизации клиентов с уже оформленными ранее кредитными картами, мотивируя утилизировать одобренные кредитные лимиты», — прогнозирует эксперт.
По словам Анны Стогниенко, сформировались две группы заемщиков, которые активно используют кредитные карты. Первые делают это осознанно при достаточности собственных средств. «Это напрямую вызвано текущими условиями продукта и конъюнктурой рынка: длинный грейс плюс высокие ставки по накопительным счетам», — объясняет она. Для таких клиентов причина роста трат — только инфляция, но их доля невысока, не более 25% всех пользователей кредиток, оценивает Стогниенко. Вторая группа — заемщики из других сегментов: для низкодоходных и закредитованных клиентов, нуждающихся в заемных средствах, кредитные карты стали единственным доступным инструментом в конце 2023 года и первой половине 2024-го, когда по другим потребительским кредитам уже начали действовать макропруденциальные ограничения, а по кредиткам еще действовал мораторий, добавляет эксперт.
Пределом роста могут быть только сами банки, которые, столкнувшись с недостатком капитала, будут ужесточать кредитную политику как в отношении новых, так и действующих клиентов — сокращая или останавливая новые выдачи и снижая уже одобренные лимиты, считает Анна Стогниенко. «Определенный вклад в рост утилизации лимитов мог внести и технический фактор: банки начали массово уменьшать лимиты по кредиткам там, где заемщики недостаточно активны или процентные ставки слишком низкие с учетом текущей конъюнктуры рынка. Соответственно, даже в отсутствие значительного роста портфеля уменьшение совокупного доступного лимита формально повышает утилизацию», — напоминает она.
Утилизация лимитов по ранее оформленным кредиткам — это в принципе процесс, который практически невозможно централизованно отрегулировать, считает Юрий Беликов. В частности, такая утилизация не ограничивается макропруденциальными лимитами, поскольку оценка долговой нагрузки и одобрение лимита кредитования на ее основе уже произошли в прошлом.