К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Банки и маркетплейсы поспорили на ПМЭФ из-за конкуренции в финтех-услугах


Представители банков и маркетплейсов на ПМЭФ поспорили из-за конкуренции в финтех-услугах. Глава Альфа-банка назвал ценовой дискриминацией скидки, которые предоставляет Ozon при оплате товаров картой Ozon Банка. В Ozon на это возразили, что у банков есть свои программы лояльности, с помощью которых они привлекают клиентов. Бакальчук отметила, что 70% покупок на Wildberries проходят через карты других банков, поэтому обвинения в адрес маркетплейсов она считает неправильными

Представители банков и маркетплейсов поспорили на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) из-за конкуренции в финтех-услугах. Трансляция сессии «Банки или маркетплейсы: чей финтех круче?» велась на сайте ПМЭФ. В дискуссии принимали участие в том числе глава Альфа-банка Владимир Верхошинский, управляющий директор Ozon Сергей Беляков и гендиректор Wildberries Татьяна Бакальчук. 

По словам главы Альфа-банка, значительное число клиентов Ozon Банка предпочитают его из-за скидок на маркетплейсе: «83% клиентов хотят идти в Ozon Банк, потому что там есть скидка — чистой воды ценовая дискриминация. <...> Справедливо это или нет, сложно сказать. Мне кажется, если не букве, то духу закона это противоречит, еще противоречит правилам платежных систем», — заявил он, ссылаясь на собственное исследование Альфа-банка. Верхошинский также отметил, что «подавляющее большинство» клиентов Ozon Банка анонимные. По его словам, отсутствие контроля за несистемно значимыми банками,  которые обслуживают «десятки миллионов клиентов», создает риски для всей банковской отрасли. «Правила игры для всех должны быть одинаковыми», — заключил он. 

Беляков в ответ на высказывания Верхошинского указал, что 40% клиентов Ozon Банка оплачивают свои покупки вне системы маркетплейса, а все ведущие банки также имеют свои программы лояльности, в том числе предоставляют скидки и кешбэки, которые стимулируют пользователей выбирать между разными кредитными организациями. 

 

Бакальчук согласилась со словами Белякова, отметив, что значительная доля клиентов маркетплейса пользуются не онлайн-кошельками Wildberries, а картами других кредитных организаций, «потому что им предпочтительнее система лояльности других банков». «У нас доля платежей не через наши электронные кошельки составляет 70%, и не думаю, что эта доля будет сильно меняться. Я считаю, что обвинять нас в том, что мы что-то делаем, пытаясь создать неконкурентные преимущества наших систем по отношению к другим, неправильно. Я вообще за мир, дружбу, жвачку», — заявила Бакальчук, также попросив не вводить дополнительную регуляторику для интернет-платформ.

Сейчас полноценные банки есть у Ozon и «Яндекса». Весной 2021 года Ozon выкупил Оней Банк (позже переименованный в Оzon Банк) у Совкомбанка с целью создания собственного банка, а в июле 2022-го запустил дебетовую карту, которую можно использовать для оплаты покупок не только внутри маркетплейса. В пресс-службе компании тогда сообщали, что пользователи карты получат скидку 30% на товары маркетплейса и кешбэк до 10% на покупки, совершенные вне его. «Яндекс» в апреле 2021 года купил банк «Акрополь» из четвертой сотни, чтобы развить направление финансовых сервисов и запустить новые продукты. 

 

Банковская лицензия также есть и у Wildberries, но маркетплейс пока «не строит» свой банк в отличие от Ozon, отметила модератор сессии «Банки или маркетплейсы: чей финтех круче?» Ксения Собчак. В феврале 2021 года Бакальчук стала единоличным владельцем ООО «Банк Стандарт-кредит», которое после сделки было переименовано в Вайлдберриз Банк. В январе 2022 года Wildberries предложил клиентам оформить бесплатную дебетовую банковскую карту WB Card, с помощью которой покупатели могли оформить заказ на сайте маркетплейса со скидкой 2%. 

​​Отсутствие контроля регулятора за развитием услуг маркетплейсов в банковской отрасли не в первый раз становится предметом для обсуждения. В частности, в ходе апрельской платежной конференции «Платежная индустрия — стратегическое развитие и новые решения» замглавы департамента транзакционного розничного бизнеса ВТБ Яна Тимофеева отметила, что крупнейшие маркетплейсы используют собственные финтех-решения и услуги на базе банковских, факторинговых и страховых продуктов, которые основаны на полноценной лицензии. По ее мнению, это дает маркетплейсам возможность полноценно работать с клиентами по всем направлениям банковских услуг, что требует контроля со стороны ЦБ. Тогда же зампред Промсвязьбанка Константин Басманов обратил внимание, что маркетплейсы используют схемы оплаты с пониженной комиссией, что приводит к исчезновению кешбэков у клиентов и к росту маржи маркетплейсов. 

Крупнейшие маркетплейсы в России — Ozon и Wildberries, которые, по данным ФАС, занимают доминирующее положение на рынке электронной коммерции, — имеют конкурентное преимущество по сравнению с банками, согласился в апреле глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. «У нас две компании, фактически имея конкурентное преимущество по сравнению с банками, оказывают финансовые услуги, ценовые скидки делают таким образом, что они выигрывают эту борьбу, из-за того что не регулируются Центральным банком, используя неконкурентные способы борьбы на конкурентом рынке», — пояснил Аксаков и призвал ЦБ обратить внимание на эту проблему. «Будут законопроекты — будет обсуждение более активное», — добавил Аксаков. 

 

В 2022 году ЦБ разработал законопроект, согласно которому услуги по приему платежей могут оказывать не только банки, но и финтех-компании, брокеры, страховые компании, микрофинансовые организации, негосударственные пенсионные фонды, ломбарды и другие нефинансовые и некредитные финансовые организации. Банки и маркетплейсы раскритиковали инициативу регулятора. Законопроект не был внесен в Госдуму.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+