Банки выразили опасения из-за отсутствия контроля ЦБ за работой маркетплейсов
Банки выразили опасения по поводу отсутствия контроля ЦБ за деятельностью маркетплейсов в финансовой отрасли. В ВТБ заявили, что маркетплейсы имеют возможность работать с клиентами по всем направлениям банковских услуг. В то же время в ПСБ отметили, что оплата с пониженной комиссией на таких площадках ведет к падению кешбэка клиентов
Банки обеспокоены отсутствием контроля регулятора за развитием услуг маркетплейсов в банковской отрасли, заявила заместитель руководителя департамента транзакционного розничного бизнеса ВТБ Яна Тимофеева в ходе платежной конференции «Платежная индустрия — стратегическое развитие и новые решения», передает РБК.
Тимофеева отметила, что крупнейшие маркетплейсы используют собственные финтех-решения и услуги на базе банковских, факторинговых и страховых продуктов, которые основаны на полноценной лицензии. По ее мнению, это дает маркетплейсам возможность полноценно работать с клиентами по всем направлениям банковских услуг. «Есть и некие опасения, поскольку такие частотные операции в таких каналах, по сути, в какой-то момент времени должны контролироваться», — сказала она на конференции.
Зампред Промсвязьбанка Константин Басманов также обратил внимание, что маркетплейсы используют схемы оплаты с пониженной комиссией. «Маркетплейсы в СБП имеют маленькую комиссию, большой объем пополнения виртуальных карт через СБП [идет] бесплатно. Соответственно, очевидно целевой сценарий, который они внедряют, — пополни свою карту бесплатным переводом на Ozon или Wildberries и с этой картой внутри платежной системы — у них есть уже платежные лицензии — заплати сейлеру на этом маркетплейсе с нулевой комиссией или с комиссией 0,3%», — пояснил он. По мнению Басманова, это приводит к исчезновению кешбэков у клиентов и к росту маржи маркетплейсов.
Крупнейшие маркетплейсы в России — Ozon и Wildberries — имеют конкурентное преимущество по сравнению с банками, согласился глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. «У нас две компании, фактически имея конкурентное преимущество по сравнению с банками, оказывают финансовые услуги, ценовые скидки делают таким образом, что они выигрывают эту борьбу, из-за того что не регулируются Центральным банком, используя неконкурентные способы борьбы на конкурентом рынке», — пояснил Аксаков и призвал ЦБ обратить внимание на эту проблему. «Будут законопроекты — будет обсуждение более активное», — добавил Аксаков.
Ранее Федеральная антимонопольная служба (ФАС) установила, что Wildberries и Ozon занимают доминирующее положение на рынке электронной коммерции. «Мы в декабре завершили проведение анализа состояния конкуренции на этом рынке и, естественно, установили коллективное доминирующее положение Wildberries и Ozon — вместе они занимают около 80% рынка», — заявил в январе глава ФАС Максим Шаскольский.
В 2022 году ЦБ разработал законопроект, согласно которому услуги по приему платежей могут оказывать не только банки, но и финтех-компании, брокеры, страховые компании, микрофинансовые организации, негосударственные пенсионные фонды, ломбарды и другие нефинансовые и некредитные финансовые организации. Банки и маркетплейсы раскритиковали инициативу регулятора. Законопроект не был внесен в Госдуму.