Совет директоров Банка России принял решение снизить ключевую ставку на 1,5 п. п., до 8%. Это пятое снижение за три с половиной месяца, после того как в феврале ЦБ пришлось резко повышать ставку до 20%.
В релизе ЦБ отмечает, что темпы прироста потребительских цен остаются низкими — как из-за разовых факторов, так и из-за сдержанной динамики потребительского спроса. Инфляционные ожидания населения уменьшились до уровня весны 2021 года. При этом деловая активность снижается медленнее, чем ЦБ предполагал еще в июне.
ЦБ принимал решение на фоне снижения годовой инфляции до 15,5% по состоянию на 15 июля. Инфляция замедляется из-за продолжающейся коррекции цен после мартовского скачка, снижения инфляционных ожиданий, сдержанной динамики потребительского спроса. В дальнейшем важными для инфляции факторами станут динамика курса рубля, скорость восстановления импорта и «эффективность процессов импортозамещения». Регулятор снизил ожидания по инфляции на конец года — теперь он прогнозирует, что она составит 12-15% в 2022 году (в июне прогнозировал 14-17%).
В обновленном среднесрочном макроэкономическом прогнозе — предыдущий регулятор давал еще в апреле — Банк России существенно улучшил ожидания по падению ВВП. Теперь по итогам года он ждет, что экономика России сократится на 4-6% (предыдущий прогноз — минус 8-10%). В 2023 году ЦБ ожидает падения ВВП на 1-4% (в прошлом прогнозе - на 3%). Также улучшен прогноз по падению экспорта и импорта. Объем экспорта снизится по итогам года на 13-17%, импорта — на 27,5-31,5%. Выросли ожидания регулятора по поводу расходов домохозяйств — если раньше ЦБ прогнозировал их падение на 8,5-10,5%, то теперь — лишь на 4,5-6,5%.
Средняя ключевая ставка до конца года прогнозируется в диапазоне 7,4-8% — Банк России будет оценивать целесообразность дальнейшего снижения ставки во втором полугодии. До конца года ЦБ должен провести еще три заседания, ближайшее из которых — 16 сентября.
Большинство аналитиков, опрошенных Forbes, ожидало от регулятора более осторожного снижения — на 0,5 п. п. При этом сам ЦБ в последние недели перед заседанием однозначных сигналов на тему возможного шага снижения ставки не давал. Те эксперты, которые прогнозировали снижение на 1 п. п., говорили о необходимости поддержать сокращающуюся экономику и стимулировать кредитование, а также указывали на снижение цен. В июне в России была зафиксирована дефляция (0,35%), в первые две недели июля снижение цен продолжилось, причем на последней отчетной неделе оно стало рекордным с августа 2017 года.
Несмотря на замедление инфляции, ЦБ считает, что проинфляционные риски все еще преобладают над дезинфляционными. Среди этих рисков — слишком быстрый отказ населения от сбережений в условиях роста потребительской уверенности и оживления кредитования. Ускорение кредитования может привести к опережающему росту потребительской активности по сравнению с возможностями расширения выпуска. На стороне ускорения инфляции может также сыграть усиление внешних торговых и финансовых ограничений — запасы товаров и сырья могут пополняться более медленно.
Дезинфляционным фактором может стать ожидание дальнейшего снижения цен, сохранение высокой премии за риск и повышение требований банков к заемщикам, а также сохранение большого профицита торгового баланса.