К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Молоко и справедливость

Молоко и справедливость
На обвинения «Седьмого континента» в завышении цен «Юнимилк» ответил нетипично: раскрыл структуру себестоимости молока

Очевидно, что бизнесу, желающему завоевать доверие потребителей, надо быть как можно более открытым в вопросах ценообразования. Человек менее склонен покупать товары, если подозревает, что его при этом обманывают или кто-то не просто наживается за его счет, но наживается «несправедливо». Россияне очень чувствительны к таким нюансам, в нашем коллективном сознании «справедливость» — как бы это слово ни понималось — традиционно ставится выше всего остального, в том числе даже иногда и законности.

До сих пор российские предприниматели использовали эту тягу граждан к справедливости только одним и, очевидно, не лучшим способом: чтобы сваливать вину друг на друга. Каждый новый скачок цен на наиболее важные для населения товары (прежде всего продукты питания) неизменно сопровождается очередным раундом довольно скучной игры. Все участники товаропроизводящей цепочки, постоянно находящиеся в процессе непростых переговоров друг с другом о ценах поставок, начинают тыкать друг в друга пальцем и кричать: вот, это они виноваты, не мы! Производители, переработчики и розничные сети упражняются в красноречии, перекладывая вину за рост цен друг на друга. При этом никто из спорящих не раскрывает карт: вместо конкретных данных о своих закупочных ценах, затратах, марже они предпочитают общие слова о рыночной ситуации (интересно рассуждал на эту тему в своей колонке журналист и медиаменеджер Леонид Бершидский).

Потом эти же люди сетуют, что население у нас не любит бизнесменов и не верит им.

 

Не остается в стороне от этих игр и еще один участник — государство, которому периодически требуется успокаивать взволнованную общественность или хотя бы делать вид, что оно пытается стабилизировать цены. Последней такой попыткой стало принятие в этом году нового Закона о торговле, ограничившего свободу розничных сетей — в наценках, отсрочках по платежам и т. п.

Сейчас в связи с необычайно жарким и засушливым летом поползли слухи о грядущем скачке цен на продовольствие. Резко и, в общем, необъяснимо подорожала пресловутая гречка. И никакой Закон о торговле не помог.

 

Розничные торговцы, предваряя обвинения в свой адрес, спешат назвать виновных. В частности, «Седьмой континент» заявил, что прекращает работу с компаниями Danone и «Юнимилк», потому что они слишком повысили отпускную цену своей продукции. «Переработчики не предоставляют структуру формирования себестоимости продукции, отчета о предпринимаемых мерах, в том числе и о снижении собственной наценки ради удержания конечной цены. По факту, производители оперируют единственным аргументом — «общей ситуацией на рынке. У компании сложилось уверенное впечатление, что аномальные погодные условия, лесные пожары являются лишь предлогом для ранее запланированного повышения цен. При существующем риске роста инфляции, в условиях, когда необходимо консолидировать усилия и сообща принимать меры по ограничению роста потребительских цен, данные организации пересматривают ценовую политику, списывая все на форс-мажор», — говорилось в гневном пресс-релизе от 12 августа.

И вот тут случилась неожиданность: «Юнимилк», вместо традиционных встречных обвинений общего характера просто обнародовал данные о структуре своих затрат на литр произведенного молока (скачать данные в виде PDF), обещав регулярно делать это и впредь.

Чтение довольно занимательное. Здесь можно узнать, почем молоко закупается у фермеров (примерно по 14 руб./кг), сколько компания тратит на логистику (3-4 руб./кг), почем отпускает его в розницу (22-23 руб./кг) и, наконец, сколько оставляет себе (около 5 руб./кг).

 

Конечно, эти данные нельзя назвать полными — нет разбивки по категориям молочной продукции, нет данных о таких высокомаржинальных продуктах, как бренд «Простоквашино», хотелось бы видеть более подробную структуру затрат. Но шаг «Юнимилка» — пусть сделанный не по доброй воле, а в целях самообороны — явно шаг в правильном направлении. Теперь хочется видеть аналогичные цифры от розничных сетей и сельхозпроизводителей. Зачем? Когда в очередной раз что-то подорожает или пропадет с прилавков, можно будет не обмениваться обвинениями, а быстро найти настоящую причину — отсюда недалеко и до ликвидации проблемы.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+