Рейтинг сленга: какие слова чаще всего употребляли пользователи соцсетей в 2024 году

Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета и сервис по мониторингу статистики в соцсетях LiveDune опубликовали результаты масштабного исследования русскоязычного сленга, который использовался в социальных медиа в 2024 году.
Чтобы определить слова, которые встречаются чаще других, аналитики изучили 56 млн комментариев в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках», а также Instagram и Facebook (принадлежат Meta, которая признана в России экстремистской организацией и запрещена). Это второе по счету исследование — год назад вуз и онлайн-сервис уже проделали подобную работу на основе 93 млн комментариев, оставленных в соцсетях в 2022 и 2023 году.
Исследователи обработали массив данных и выделили 200 слов, относящихся к сленгу, а затем подсчитали частоту употребления каждого из них. В топ-10 самых распространенных вошли:
- ТГ (сокр. от Telegram) — короткое сетевое прозвище мессенджера (23 079 упоминаний);
- гостинг (от англ. ghosting) — внезапный и беспричинный обрыв коммуникации по инициативе одной из сторон (20 621 упоминаний);
- го (от англ. go — «идти») — призыв к действию (19 282 упоминания);
- рил (от англ. really) — действительно, реально, правда (14 674 упоминания);
- фейк (от англ. fake) — обман, фальсификация, фальшивка (10 301 упоминание);
- мерч (от англ. merchandise) — продукция с символикой бренда (8429 упоминаний);
- ХЗ — синонимично «не знаю», «неизвестно» (7839 упоминаний);
- катка (произв. от «катать») — один раунд игры, игровая сессия, в переносном смысле — отдельный жизненный эпизод (7598 упоминаний);
- жиза (произв. от «жизнь») — жизненная ситуация (5463 упоминания);
- топчик (от англ. top) — лучший, самый популярный (5429 упоминаний).
Сокращение ЛС (личные сообщения), которое было абсолютным лидером по итогам 2023 года, на этот раз из выборки исключили, так как, по мнению авторов работы, оно встречается преимущественно в комментариях, связанных с сетевой коммерцией.
Прорывом года аналитики назвали слово «квадробер», которое хоть и не дотянуло до топ-10, но все же встречалось очень часто. Явление всего за год успело стать массовым в России, вызвать негативную реакцию властей и спровоцировать разработку законопроекта о запрете пропаганды деструктивной идеологии. Разумеется, оно широко обсуждалось в соцсетях и чаще всего — во «ВКонтакте».
«Скуф», попавший в топ-5 неологизмов года по версии «Яндекса» и в топ-3 слов года по версии портала «Грамота.ру», оказался на 38-м месте. По всей видимости, интернет-пользователи чаще ищут значение этого слова, чем используют его в речи.
Прошлый прорыв года в языке не прижился. «Чушпан», появившийся в предыдущем топ-10 благодаря сериалу «Слово пацана», на этот раз занял только 42-е место. Существительное «инфоцыгане», которое в 2023 году немного не дотянуло до десятки популярных, в 2024-м употреблялось уже втрое реже — по мере того как забывались громкие судебные тяжбы с участием гуру саморазвития, исчезало и связанное с ними слово. Аналогично обстоит дело со словом «пруф», которое присутствует в интернет-сленге еще с 2000-х. Последние три года частотность его употребления снижалась: в 2022 году слово занимало второе место, в 2023-м — 24-е, а в 2024-м — 35-е.
Иначе сложилась судьба слов «краш» и «кринж», которым аналитики прочили лишь мимолетный успех. Вопреки прошлогодним прогнозам, оба слова в языке закрепились и в 2024 году заняли 19-е и 22-е место соответственно. «Душнил» и «абьюза» в Сети тоже не стало меньше. Эти слова, набравшие популярность в 2023 году, в 2024-м ее не растеряли. В 2022 году «абьюз» упоминался в комментариях 1350 раз, в 2023-м — 1799, в 2024-м попадался так же часто и вошел в топ-30. «Душнилы» встретились 1709 раз против 1165 за год до этого.
Исследователи обратили внимание, что в 2024 году в топ вышли сразу три слова, которые используются, чтобы выразить одобрение: «жиза», «рил» и «топчик». Первое по сравнению с 2023-м годом употреблялось вдвое чаще, второе — в 10 раз, а третье ворвалось в топ-10, хотя за год до этого демонстрировало весьма скромные результаты.
В целом посетители социальных медиа стали реже использовать сленг. Слова, относящиеся к нему, присутствовали в 0,43% комментариев, или в одном комментарии из 230 (для сравнения: в 2023 году — в 0,68% комментариев, или в одном из 150).
Самыми свободными от сленга оказались соцсети Facebook и Instagram (принадлежат Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России) — там он присутствовал только в 0,31 и 0,3% комментариев соответственно. Больше всего любят сленг в Telegram (0,7%). Показатели «ВКонтакте» и «Одноклассников» — 0,59 и 0,47% соответственно.