В англоязычных странах свои слова года — WOTY (от the Word of the Year) — предлагают многие организации. Среди них можно выделить Американское диалектологическое общество (American Dialect Society, ADS), которое занимается этим дольше других — с 1991 года. ADS сообщает о своем решении уже после окончания календарного года — каким оно будет на этот раз, пока неизвестно.
В конце года оглашают свой выбор крупные издательства: словаря Merriam-Webster (c 2003-го), британского словаря Collins (с 2013-го) и Кембриджского словаря (с 2015-го). Проект WOTY Оксфордского словаря существует с 2004 года. До 2012 года включительно издательство представляло общественности два слова года: британское и американское, а с 2013-го — только одно. C 2010-го свое слово года объявляет американский онлайн-словарь Dictionary.com. В Австралии выбор слова года проходит с 2006 года при поддержке Macquarie Dictionary — австралийского национального словаря Исследовательского университета Маккуори.
Слово года по версии Collins Dictionary
Британский словарь Collins объявил главным словом 2024 года существительное brat, которое раньше означало поведение непослушного ребенка, вызывающего раздражение у окружающих, а в этом году получило второе, совершенно иное определение — «характеризующийся уверенным, независимым и гедонистическим отношением к чему-либо». Распространению слова во многом способствовал одноименный альбом британской поп-исполнительницы Charli XCX, вышедший в июне и окончательно закрепивший в обиходе новое значение.
В шорт-лист Collins попало также слово supermajority («супербольшинство»), связанное с богатством года на выборы во всем мире, и ряд слов, обязанных своей популярностью молодежному сленгу: yapping (букв. «тявканье») — сленговое слово, означающее избыток пустой болтовни, looksmaxxing — попытка сделать свою внешность как можно более привлекательной, delulu — человек, живущий фантазиями и др.
Алекс Бикрофт, управляющий директор Collins, в интервью The Guardian отметил, что на выбор главных слов года все больше влияния оказывает культура самых молодых поколений: зумеров и альфа.
Слово года по версии Oxford Dictionary
Одним из сленговых слов шорт-листа Collins было и brain rot («гниение мозга»), в итоге ставшее словом года по версии Оксфордского словаря. В последнее время оно активно использовалось (прежде всего в соцсетях) для описания ситуации, в которой у человека в результате чрезмерного потребления некачественного онлайн-контента, ухудшается психологическое состояние и когнитивные навыки. Слово оказалось лидером публичного голосования, в нем приняли участие более 37 000 человек. Оксфордские эксперты сообщили, что за последний год частота употребления brain rot выросла на 230%.
Каспер Гратволь, президент Oxford Languages, тоже отметил все больший вклад, который вносят в язык представители поколений альфа и зумеров и добавил: «Интересно, что термин brain rot ввели поколения, которые в значительной степени ответственны за использование и создание цифрового контента, связанного с этим понятием».
Слово года по версии Cambridge Dictionary
Кембриджский словарь выбрал в качестве слова года глагол manifest («манифестировать»), который сейчас наиболее часто употребляется в значении «формировать позитивную установку на успех». Слово manifest тесно связано с популярными практиками визуализации и аффирмации, главный принцип которых — развитие позитивного мышления, способствующего достижению поставленных целей.
Кембриджские специалисты определяют свое слово года, ориентируясь на количество поисковых запросов пользователей по словарю, — глагол manifest, набравший более 130 000 просмотров, вошел в этом году в топ, причем интерес возрос именно с добавлением нового значения слова.
Слово года по версии Dictionary.com
Портал Dictionary.com признал словом года прилагательное demure («скромный»), которое в 2024 году стало символом изысканного и утонченного образа и поведения. Существенный импульс популяризации слова придала серия роликов блогера Джулс Леброн, опубликованных в начале августа. Она записала видео о том, как надо одеваться на работу, и превратила в интернет-мем фразу Very demure, very mindful! («Очень скромно, очень разумно!»). По утверждению авторов Dictionary.com, после выхода ролика слово demure встречалось в цифровых медиа на 1200% чаще, а число поисковых запросов, его содержащих, выросло в 14 раз, причем пик пришелся именно на август.
Слово года по версии словаря Merriam-Webster
Американская компания Merriam-Webster, издающая словари и лексические справочники с XIX века, присвоила статус слова года существительному polarization, которое определяется как разделение на две резко различающиеся противоположности; состояние, при котором мнения, убеждения или интересы группы или общества концентрируются на крайностях. По утверждению издателей, популярность слова связана с «желанием американцев лучше понять сложное положение дел в стране и во всем мире».
В релизе говорится, что слово активно использовалось в уходящем году в медиапространстве, в качестве примера приведено несколько цитат из СМИ. Fox News о выборах: Vance's debate answer on immigration crisis shows voter polarization («Ответ Вэнса на дебатах по поводу иммиграционного кризиса демонстрирует поляризацию избирателей»); MSNBC: The 2024 presidential election has left our country more polarized than ever («Президентские выборы 2024 года сделали нашу страну более поляризованной, чем когда-либо»); Forbes о рабочих местах: Cultural polarization is becoming a pressing challenge («Культурная поляризация становится насущной проблемой»).
Слово года по версии Macquarie Dictionary
Создатели австралийского национального словаря Macquarie предупреждают, что на его страницах может присутствовать потенциально оскорбительная лексика, однако словарь признает использование австралийского английского языка во всем его многообразии, включающем в себя в том числе табуированные слова и отдельные значения. Одним из таких слов кто-то может счесть и слово 2024 года по версии Macquarie Dictionary — существительное enshittification, которое можно перевести на русский язык как «дерьмофикация». Оно стало своеобразным термином, обозначающим постепенное снижение качества услуг или продуктов из-за стремления их поставщиков и производителей к увеличению прибыли.
«Это слово отражает то, что, по нашим ощущениям, происходит с миром и многими аспектами жизни в данный момент», — прокомментировал свой выбор экспертный комитет Macquarie.