К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Вышел очередной отчет ОЭСР о системах образования в 49 странах

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Основная проблема образовательных систем в странах ОЭСР — неравные возможности при доступе к обучению у представителей более и менее обеспеченных слоев общества. В целом уровень образования молодежи по ОЭСР растет, но все острее ощущается нехватка педагогов.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала ежегодный отчет «Взгляд на образование» за 2024 год. Он содержит статистику и опросные данные, позволяющие оценить состояние и актуальные проблемы образовательных систем 49 стран — 38 участников ОЭСР, а также государств-партнеров.

В организации, помимо 22 членов ЕС, состоят США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Япония, Южная Корея, самые крупные государства Латинской Америки. Ключевыми партнерами ОЭСР являются Китай, Индия, Бразилия, ЮАР, Индонезия и др. Россия подавала заявку на вступление в организацию еще в 1996 году, однако в 2014-м процесс рассмотрения был заморожен и последние годы в подготовке отчетов ОЭСР страна не участвует.

Freepik

Согласно документу, с 2016 года доля людей в возрасте 25–34 лет, имеющих среднее образование, увеличилась с 83 до 86%, а доля молодежи 18–24 лет, не занятой ни работой, ни обучением, снизилась с 16 до 14%. В целом отмечается, что общий уровень образования у жителей стран — членов и партнеров ОЭСР растет.

Еще одной позитивной тенденцией стало сокращение безработицы. Число трудоустроенных молодых людей в возрасте 25–34 лет, не получивших среднего образования, выросло с 59 до 61%, а уровень занятости тех, кто имеет среднее или среднее профессиональное образование, увеличился с 76 до 79%.

Эксперты ОЭСР связывают эти показатели в первую очередь со стабильной ситуацией на рынке труда, однако отмечают, что во многих странах работники всех уровней по-прежнему недостаточно квалифицированы.

Freepik

Другая насущная проблема в большинстве стран ОЭСР — нехватка педагогов, особенно высокой квалификации.

Данные по обеспеченности учителями предоставила лишь 21 страна из 49. 18 из них не удалось закрыть все преподавательские вакансии в 2022/23 учебном году, во всех увеличилась доля педагогов, чей возраст превышает 50 лет, и сократился процент молодых специалистов.

Одной из причин недостатка учителей эксперты называют низкие оклады: зарплата педагогов составляет максимум 88% от дохода специалистов, имеющих аналогичный уровень образования и занятых в других сферах экономики. Зарплаты учителей растут, но крайне медленно: на 4–5% с 2015 по 2023 год, что, очевидно, не покрывает инфляцию.

Впрочем, эксперты ОЭСР уверены, что одних только финансовых стимулов недостаточно для привлечения мотивированных кандидатов на преподавательские должности. Не менее важно принимать комплексные меры: предлагать педагогам профессиональную поддержку и создавать условия для общественного признания учителей, особенно работающих в неблагополучных школах.

Freepik

Особое внимание в отчете уделяется вопросам неравенства — гендерного и социального.

Согласно результатам исследований, девочки учатся лучше мальчиков: набирают более высокие баллы на стандартизированных тестах, в школе на 28% реже остаются на второй год, в старших классах, колледжах и вузах на 10% чаще успешно завершают обучение.

Однако, несмотря на способности к учебе, молодые женщины по-прежнему менее востребованы на рынке труда. Показатель занятости среди 25–34-летних женщин без среднего образования — всего 47%, что на 25% меньше, чем у аналогичной категории мужчин. Среди молодежи с университетским дипломом трудоустроены 84% женщин против 90% мужчин.

Социальное неравенство — проблема не менее серьезная. Специалисты приводят данные о том, что у детей до трех лет из семей с низким доходом в среднем на 16% меньше шансов попасть в систему дошкольного образования. В начальной и средней школе учащиеся из наименее благополучных слоев общества хуже справляются с учебой — об этом говорят результаты тестирований. Люди, чьи родители имеют только основное общее образование, завершают учебу на 17% реже, чем их сверстники, родители которых окончили колледжи или вузы.

Среди молодых людей, чьи родители не имеют даже среднего образования, университеты оканчивает только 19%. Если хотя бы один из родителей завершил учебу в вузе, вероятность, что ребенок пойдет по его стопам, составляет 72%.

Разрыв в уровне образования ожидаемо влияет на последующее трудоустройство и экономическое благополучие. В среднем по ОЭСР разница в доходах у взрослых со средним образованием и без составляет около 18%.

Freepik

Еще одна тема, которую специалисты ОЭСР подробно рассмотрели в отчете, — важность дошкольного образования. Эксперты подчеркивают, что обучение в раннем возрасте помогает устранить к начальным классам разницу в развитии между детьми из семей с неодинаковым уровнем дохода.

В настоящее время дошкольное образование является обязательным в 17 странах ОЭСР. Десять из 38 стран снизили начальный возраст обязательного образования за последнее десятилетие. Правительства все чаще уделяют приоритетное внимание дошкольному образованию при планировании бюджетов. В период с 2015 по 2021 год госрасходы на обучение и развитие дошкольников увеличились на 9%, что значительно превышает рост затрат на остальные уровни образования. В среднем по странам — членам ОЭСР и партнерам в 2022 году 83% детей в возрасте от трех до пяти лет посещали дошкольные образовательные учреждения — против 79% в 2013 году.

***

Даже в государствах с развитыми экономиками есть сложности с образованием, присущие менее экономически благополучным странам: неравенство возможностей, нехватка учителей, низкая оплата труда педагогов. В ежегодном отчете эксперты ОЭСР не только выявляют основные проблемы образовательных систем, но и рассуждают об их причинах и способах улучшить ситуацию, а также выражают надежду, что сохранятся позитивные тенденции — к общему росту уровня образованности людей и снижению безработицы.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+