Эксперты ОЭСР недовольны мерами по снижению нагрузки на учителей
По результатам Международного исследования по вопросам преподавания и обучения, в 2018 году австрийские школы занимали одно из последних мест в Евросоюзе по количеству вспомогательного персонала. Чтобы снять часть нагрузки с учителей, Министерство образования, науки и исследований Австрии приняло ряд мер, которые в числе прочего предполагают расширение штата администраторов, психологов и социальных работников.
Андреас Шлейхер, глава департамента образования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) выступает против того, чтобы проблемы с бюрократической нагрузкой на педагогов решались только за счет найма новых сотрудников и перераспределения задач. Он приводит в пример опыт английских школ, которые для преодоления сложностей с дисциплиной увеличили численность административного персонала. В результате процесс обучения стал более формальным: функция учителя ограничилась преподаванием предмета. Педагоги утратили контакт с учениками, перестали вникать в их проблемы. Учительская работа, по мнению Шлейхера, потеряла ключевой аспект: общение, в процессе которого выяснялось, какими качествами обладает ребенок, кем он хочет стать, когда вырастет, и как ему в этом помочь. По сути, эту обязанность переложили на школьных психологов и социальных работников.
Эксперт признает, что административная нагрузка на учителей действительно высока, но связывает ее не с недостатком персонала, а с тем, что власти не доверяют учебным заведениям. Он призывает дать школам возможность самостоятельно распоряжаться бюджетом.
Другим вариантом помощи педагогам, по словам Шлейхера, может стать оптимизация образовательного процесса с помощью информационных технологий, способных, в частности, адаптировать учебную программу под потребности школьника. Эксперт, однако, подчеркивает, что обучение — это социальный процесс, и призывает использовать цифровые технологии в образовании разумно и дозированно.