Большинство россиян плохо информированы о реформе высшего образования
С 2023 года в российских вузах реализуется пилотный проект реформы высшего образования. Новая модель предусматривает три уровня обучения: базовый, специализированный и аспирантуру. Законодатели ожидают, что в 2026 году на эту систему перейдут все вузы страны.
Аналитики школы ИТ-профессий Skillfactory и маркетингового агентства uForce провели совместное исследование, чтобы узнать, как россияне относятся к предстоящим изменениям. Специалисты опросили 1200 экономически активных граждан 18–55 лет, проживающих в городах-миллионниках, и выяснили, что значительная часть россиян плохо представляет себе суть реформы.
О том, что вузы переходят на новую систему образования, знают только 20% респондентов, 40% что-то слышали о происходящих переменах, но не в курсе подробностей. Не имеют представления о нововведениях 37% опрошенных. 41% участников исследования воздерживается от оценки изменений, 20% считают, что реформа оправданна, 18% выступают против. Авторы исследования объясняют такое распределение ответов различиями в ожиданиях и приоритетах людей.
Респонденты, которые одобряют реформу, рассчитывают, что новая модель повысит качество обучения. По предположениям исследователей, возвращение к базовому высшему образованию ассоциируется у части россиян со старой системой, которая, по их мнению, отличалась научным подходом к освоению профессии и более высоким уровнем подготовки специалистов. Сторонники перемен заявляют, что реформа позволит студентам глубже изучать необходимые дисциплины (31%), лучше готовиться к будущей работе (28%), фокусироваться на одном направлении обучения (19%) и повысить свою конкурентоспособность на рынке труда (16%).
Противники реформы, в свою очередь, опасаются увеличения нагрузки на студентов (43%), повышения платы за учебу (39%), снижения мотивации учащихся (29%), сложностей переходного периода (25%), проблем, связанных со сменой направления обучения (20%). Продление сроков учебы не одобряют 42% респондентов, недовольных переменами.
Рассуждая о появлении в образовательной системе нового уровня — специализированного, включающего в себя магистратуру, ординатуру и ассистентуру-стажировку, — 41% опрошенных с одобрением отметил, что теперь магистратура станет более профессиональной. Это объясняется тем, что поступать в нее смогут только те, кто получил базовое высшее образование по тому же профилю.
Примерно 27% участников опроса уверены, что после смены образовательной системы работодатели будут больше ценить выпускников вузов. Примерно столько же (28%) респондентов убеждены, что оценка работодателя не изменится.
Около трети опрошенных считает, что изменение модели обучения повлияет на выбор профессии. Они предполагают, что у абитуриентов вырастет интерес к техническим и инженерным специальностям, а также к научной и исследовательской деятельности. Кроме того, респонденты уверены, что студенты будут подходить к выбору специализации более ответственно.