Списывание на экзаменах связано с социальным неравенством
Исследования неоднократно показывали, что отношение человека к неэтичным или незаконным действиям — списыванию на экзаменах, лжи, кражам и т. д. — зависит от того, ощущает ли он контроль над собственной жизнью. Тот, кто считает, что он сам творец своей судьбы, ведет себя ответственно, ожидает того же от окружающих, четко понимает, что такое хорошо и плохо, как и кого следует поощрять за достижения и наказывать за проступки. Если человек уверен, что от него ничего не зависит, он чаще склонен оправдывать как свои, так и чужие промахи.
Ощущение контроля над жизнью у каждого человека, в свою очередь, зависит от степени расслоения общества. Социальное, экономическое и правовое неравенство снижает мобильность населения, лишает людей возможности улучшить свое положение в обществе и ломает социальные лифты. Теряя рычаги влияния на собственный статус, многие приходят к ощущению вынужденной беспомощности: любые усилия начинают казаться бессмысленными.
Чтобы установить прямую причинно-следственную связь между неравенством в обществе и терпимостью к правонарушениям, сотрудники Школы менеджмента Келлога и Ратгерского университета провели исследование. Они проанализировали три массива данных: оценку социального неравенства в 196 странах мира с 1960 года по наши дни; показатели экономического развития 182 государств с 1950 года; результаты опроса более 125 000 человек, проведенного в 1981–2014 годах. В рамках опроса у участников спрашивали, могут ли они контролировать события, происходящие в их жизни, думают ли что на их поступки оказывает влияние конкуренция с другими людьми, доверяют ли окружающим, считают ли, что разбогатеть можно, только сделав бедными других. Кроме того, респондентов просили оценить, до какой степени можно оправдать тех, кто жульничает: списывает на экзаменах, ездит без билета, уходит от налогов, берет взятки и т. п. Выяснилось, что людям, живущим в обществе с высоким уровнем неравенства, чаще присуща вынужденная беспомощность и более лояльное отношение к неэтичным поступкам и нарушениям закона. К тому же эти респонденты не считали, что их поведение определяет конкуренция с другими людьми, — они исходили из того, что нарушать правила допустимо потому, что их честность ничего не изменит.
В дополнение к анализу данных ученые провели уточняющие эксперименты. В первом участвовали более 800 человек, которым показали изображения лестниц с 10 ступенями, символизирующих возможные варианты распределения материальных благ. У одних лестниц на всех ступенях размещалось примерно равное количество средств, у других — практически все деньги располагались на самом верху. Каждый респондент выбрал лестницу, наиболее точно отражающую ситуацию в социуме, к которому он принадлежит. Затем он ответил на вопрос, приемлемы ли для него неэтичные или незаконные поступки: обман на экзамене, скачивание пиратского программного обеспечения, подпись документов за друзей и родственников и т. д. И вновь неравенство оказалось значимым фактором, влияющим на оценку неправомерных действий: чем острее респонденты его ощущали, тем чаще оправдывали нарушения правил и норм.
Второй эксперимент ученые провели, чтобы исключить влияние реального жизненного опыта на мнение респондентов. Для исследования отобрали людей со средним уровнем достатка. Им предложили представить себя членами несуществующего общества и попросили их выбрать себе гипотетический дом, средство передвижения и другие важные элементы быта. При этом участников разделили на две группы. Тем, кто вошел в первую, предоставили на выбор почти одинаковые варианты, для участников второй предложения были совершенно разными: особняк и хижина, модный спорткар и битая старая машина и т. п. Подготовленных таким образом респондентов спросили об их восприятии жизни и ожиданиях от нее. Оказалось, что и в вымышленном обществе с высоким уровнем неравенства люди готовы прощать неэтичное поведение и проступки себе и другим.
Даже в сообществах, где присутствует выраженное неравенство, люди могут ощущать, что способны переломить ситуацию и улучшить свое положение, поэтому целью третьего эксперимента было изучить, как на мнение людей влияет работа социальных лифтов. Ученые задали респондентам два вопроса: доступен ли вам социальный рост? считаете ли вы допустимыми мелкие правонарушения и неэтичные поступки? Выяснилось, что члены обществ с низкой социальной мобильностью легко преступают правила и прощают это другим. И напротив, чем выше убежденность человека в том, что он может улучшить свое материальное и общественное положение, тем реже он готов закрывать глаза на сомнительное поведение.
Таким образом, анализ имевшихся данных и результаты новых экспериментов позволили ученым доказать: отношение людей к проступкам и преступлениям меняется в зависимости от условий, а значит, им можно управлять. Выстраивая справедливое общество, где социальные лифты функционируют должным образом, государство борется против неэтичного и противозаконного поведения. В равноправном обществе списывание на экзаменах, безбилетный проезд, уход от налогов и т. д. перестают быть нормой.