К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.
Теперь Forbes можно слушать

Нефтяные качели: как в Латинской Америке выбирают между деньгами и экологией

Нефтеперерабатывающий завод в Монтевидео, Уругвай (Фото Andres Stapff / Reuters)
Нефтеперерабатывающий завод в Монтевидео, Уругвай (Фото Andres Stapff / Reuters)
После того как Дональд Трамп ввел пошлины для Канады и Мексики, американский бизнес с повышенным вниманием начал смотреть в сторону нефтедобывающих стран Южной Америки. Есть в регионе и такие страны, как Уругвай, который пока на статус нефтедобывающей только претендует, с одной стороны, он заинтересован в притоке денег из США, а с другой — боится потерять репутацию «латиноамериканской Швейцарии», сделав ставку на нефть. Рассказываем, какой выбор стоит перед ближайшими соседями США в сложившихся условиях

Решение президента США Дональда Трампа ввести 25%-ные пошлины на весь импорт из Мексики и 10%-ные на импорт нефти и 25%-ные на импорт всего остального из Канады заставило американские нефтеперерабатывающие предприятия искать альтернативные источники более бюджетной нефти, пишет Bloomberg. Хотя Трамп пока поставил эти пошлины на паузу, отсрочив их применение на месяц, ситуацию с импортом нефти нельзя назвать стабильной, а в общей сложности из Мексики и Канада США получают 4,5 млн баррелей нефти в день.

Вне зависимости от развития событий в отношениях США с Канадой и Мексикой в ближайшее время, в столь непредсказуемых условиях для американского бизнеса полезно было бы диверсифицировать свои источники сырья. Среди таких возможных альтернатив в ближайших странах — Венесуэла, с которой США пока не торопятся снимать все санкции, Гайяна, которая благодаря росту добычи и экспорту нефти недавно выбилась в лидеры экономического роста, и Бразилия, которая сама импортирует нефть для своих предприятий.  

Государство Уругвай, которое заслужило репутацию благополучной «латиноамериканской Швейцарии», уже 10 лет стоит перед выбором: разрабатывать потенциальные нефтяные месторождения или оставаться в рамках зеленой повестки? Интересы экологов тут входят в противоречие с намерениями деловых элит страны. Рынок черного золота способен обогатить экономику и привлечь в страну американские инвестиции, однако не все в Уругвае в восторге от таких перспектив. 

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Претензии Уругвая на членство в «нефтяном клубе»

В юго-восточной части Южной Америки Уругвай — единственная страна, которая до сих пор импортировала всю используемую нефть. Такое обстоятельство вынуждает республику мириться с довольно дорогим бензином ($1,81 за литр по данным на январь 2025 года), строить зеленую экономику и делать ставку на другие источники доходов (например, выступать крайне выгодной налоговой гаванью для предпринимателей и работников IT-индустрии). Но 10 лет назад, в январе 2015 года, у республики впервые появился шанс на разработку нефтяных месторождений. Госкомпания Ancap заявила тогда, что недра могут таить в себе от 2 млн до 241 млн баррелей черного золота. 

Уже в 2016 году на лакомый уругвайский шельф обратили внимание французская добывающая компания Total и шведская Statoil, которые приступили к поискам нефти. А к 2023 году правительство Уругвая решило распахнуть двери настежь, подписав контракты о разведке и возможном использовании нефтяных ресурсов еще с несколькими крупными игроками — британской Shell, американской APA и аргентинской YPF. Таким образом, раздел воображаемого пирога — потенциальных нефтяных запасов — стал закономерным и необратимым процессом. 

 

Фактически уже к концу 2023 года Уругвай предоставил все потенциально интересные участки шельфа добывающим гигантам. Азарт подогревался географическими соображениями, которые вселяли надежду на большие доходы от разработок. «150 млн лет назад, до распада Гондваны и образования Атлантического океана, Уругвай и Намибия находились в одном географическом положении. Поэтому можно представить, что некоторые элементы нефтяной системы, позволившие обнаружить месторождения в Намибии, присутствуют и в шельфовых бассейнах Уругвая», — заявил менеджер Ancap по энергетическому переходу Сантьяго Ферро Кастелли. 

«Полагаю, что укрепление нефтяного потенциала Уругвая имеет два основных геополитических вектора. С одной стороны, это увеличение веса и значимости страны в рамках торгового блока Южной Америки МЕРКОСУР, — комментирует ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН Андрей Пятаков. — С другой стороны, Уругвай станет лакомым куском для транснациональных, в первую очередь американских компаний, как когда-то им стала Гайана».

С годами шансы добиться нефтяного триумфа заметно выросли: с 10% до 25%. Особенно если учесть, что упомянутая Намибия обнаружила на своем побережье 11 млрд баррелей нефти в 2022 году. На сегодня ситуация такова: семь заключенных Уругваем контрактов о разработках нефтяных месторождений продиктованы большими надеждами и амбициями. В Ancap считают, что у побережья республики можно обнаружить до 30 млрд баррелей нефти. Согласно планам, которые приводит The Guardian, текущий год уйдет на сбор сейсмических данных, а с 2026 года в игру вступят буровые установки. Однако у глобальной затеи есть противники, чей голос тоже должен быть услышан. 

 

Кого пугают нефтяные амбиции

Поскольку в Уругвае силен экоактивизм, защитники природного биоразнообразия выступают против масштабных планов добычи нефти. Часто это не просто эмоциональное желание противостоять транснациональным гигантам, но и защита кровных интересов. Рыболов Франсиско Мендеса сравнивает надвигающуюся опасность со взрывом бомбы. Разработка и бурение скважин, по его мнению, неизбежно приведут к гибели рыбы и к большому ущербу для всей морской фауны. А также для его собственных доходов, которые и без того не так уж велики. Фактически все кустарные рыболовы могут просто исчезнуть как социальная группа — вслед за обитателями прибрежных вод. 

«Если они продолжат в том же духе, рыба умрет, а та, что не умрет, уйдет. Все члены моей семьи — рыбаки. Это лишит нас средств к существованию», — уверен Мендес. Тревожные прогнозы транслируют и ученые, и даже во властных кругах нашлись оппозиционеры. Замминистра охраны окружающей среды Уругвая Херардо Амарилла, критикуя планы добычи нефти, напомнил, что в период сейсморазведки 2010-х погибло несколько китов.

«Мы так и не смогли доказать, что китов убила сейсмическая активность, но является ли совпадением то, что они умерли? — говорит чиновник. — Такого не случалось с тех пор, как разведывательные работы прекратились».

Экологи также напоминают, что нефтяные амбиции Уругвая противоречат сути Парижского соглашения по климату. Если государство намерено ограничивать выбросы углеводородов и жить по зеленым принципам, то нынешняя стратегия Ancap и ее зарубежных партнеров выглядит как нарушение этих обязательств.

«Две трети известных запасов нефти, газа и угля не могут быть использованы, если мы хотим сохранить пригодный для жизни климат, — предупреждало издание Ecoportal еще 21 апреля 2016 года, за день до подписания Уругваем международного документа. — Очевидный вывод соглашения, подписанного в Париже, заключается в том, что не следует проводить дальнейшую разведку углеводородов, направленную на дальнейшее увеличение объема запасов». При этом граждане Уругвая, как и других латиноамериканских стран, довольно активно и охотно выходят на массовые протесты в защиту экологии от разведывательных работ или вырубки лесов. Не менее массово, правда, уругвайские рабочие протестуют против экономического кризиса и растущей стоимости жизни. 

 

Что возьмет верх, экономический прагматизм или зеленая повестка, предсказать сложно, но сейчас, судя по всему, верх берет прагматизм. «Я думаю, что во многих странах региона, в том числе и в Уругвае, зеленая повестка была функцией от позиции США, — считает Андрей Пятаков. — После смены администрации в Белом доме постепенно угаснет и ажиотаж в Латинской Америке. Думаю, протесты экологов и рыболовов будут продолжаться, но едва ли они будут иметь определяющее значение — даже в контексте нового левого правительства Уругвая».

Интерес Вашингтона

Говоря о Соединенных Штатах Америки, можно допустить, что именно сегодня они могут всерьез заинтересоваться уругвайским нефтяным рынком. Ведь компания ExxonMobil еще в 2010-х получила свою долю в разработке шельфа. А сегодня, когда правительство Дональда Трампа ввело пошлины на канадские и мексиканские энергоносители (10% и 25% соответственно), американский бизнес заинтересован в поиске новых для себя рынков. 

В вопросе поиска качественных тяжелых углеводородов США интересуют в первую очередь Бразилия и Гайана — обе страны способны применять современные технологии и поставлять на рынок хороший продукт в отличие от «грязных» баррелей Венесуэлы. Уругвай как страна с динамичной экономикой и относительно высоким уровнем жизни, вероятно, тоже захочет вписаться в новую трансконтинентальную схему.

«В случае открытия месторождений Уругвай получит большую энергетическую независимость и вместе с тем станет объектом охоты крупных нефтяных ТНК из США, которые привыкли считать Латинскую Америку своей вотчиной, — говорит Пятаков. — Сможет ли республика пройти между Сциллой и Харибдой, между способностью сохранить независимость и соблазном поддаться на крупные внешние инвестиции — неизвестно».

 

Неизвестно и то, куда «нефтяные деньги» потекут в случае успеха, добавляет эксперт. При сохранении левого курса нынешнего правительства во главе с Яманду Орси доходы государства могут частично повлиять на рост социальных программ. В противном случае нефтяная уругвайская эпопея будет способствовать обогащению в первую очередь транснациональных гигантов.  Так или иначе, нефть, о которой идет речь, нужно еще добыть.

География нефти и непростой выбор

Сегодня латиноамериканский регион является одним из главных добытчиков и поставщиков черного золота на мировом рынке и, по оценкам The Economist, находится на пути к тому, чтобы получить пальму первенства в этом десятилетии. И хотя Новому Свету еще далеко до Ближнего Востока, нефть Латинской Америки нужна многим державам — не только соседним, но и отдаленным (например, Китаю, который наращивает экономическое влияние в Эквадоре и Колумбии). 

Основные объемы нефти — у Венесуэлы. Ее доказанные запасы составляют примерно 48 млрд т. Показатели других главных игроков намного скромнее: 1,8 млрд т у Бразилии, 300 млн т у Аргентины и примерно столько же у Колумбии (данные на февраль 2024 года). Если же сравнивать державы по уровню добычи, то абсолютным лидером южноамериканской нефтяной гонки является Бразилия (за ней идут Колумбия, Венесуэла, Аргентина и Эквадор). В Венесуэле с 1998 года добыча сократилась с 3,4 млн баррелей в день до 700 000 баррелей в день в 2023 году. 

Впрочем, иерархия подвижна, ведь уже сейчас стремительными темпами вперед вырывается Аргентина: неолиберальное правительство Хавьера Милея активно привлекает в нефтяную отрасль американские инвестиции. Экономисты отмечают, что только с 2022 по 2023 год добыча черного золота выросла в стране на 27%, а дальше, если Милей не остановится, объемы могут увеличиться еще в пять раз. Месторождение Vaca Muerte (в переводе с испанского — «мертвая корова») становится, таким образом, настоящим Клондайком, поскольку экономическое могущество Аргентины зависит от него напрямую. Другим мощным игроком на латиноамериканской арене стала маленькая Гайана. Эксперты предрекают, что уже в следующем году она будет добывать до 1,5 млн баррелей нефти в сутки. Благодаря недавно обнаруженным месторождениям Гайана является самой быстрорастущей экономикой мира, и неудивительно, что добывающие компании США обратили на нее внимание. 

 

Впрочем, общий региональный тренд в последние годы связан не с наращиванием объемов, а с их заметным сокращением. Такие меры продиктованы энергетическим переходом — переориентацией на зеленую экономику, менее вредную для окружающей среды. К примеру, Колумбия принципиально инвестирует в ветряную, солнечную и гидроэлектроэнергию, отказываясь выдавать новые лицензии на разработку нефтяных скважин. К 2030 году страна собирается черпать половину потребляемой энергии из возобновляемых источников. Другим государствам (таким, как Перу) целесообразнее проводить плавный энергетический переход, смещая акценты с нефти на ресурсы с меньшим уровнем выбросов (прежде всего, природный газ). 

Таким образом, нефтяное будущее Латинской Америки видится как постоянный поиск баланса между быстрым экономическим ростом и современной экологической повесткой. Качели точно не будут неподвижными, ведь стратегия каждого государства (равно как и выбор основных рынков сбыта) будет зависеть от политического курса и от взглядов конкретных лидеров. Зная, как часто в регионе меняются «левые» и «правые» кабинеты, не приходится сомневаться, что участников «гонки» ждут резкие повороты и неожиданные препятствия. Но как бы ни делился «нефтяной пирог», США точно будут нацелены на удержание всей Латинской Америки в орбите своего экономического влияния, считает Андрей Пятаков. Какой бы ни была сила экотрендов, нефть остается очень значимым фактором транснациональной конкуренции. 

«Вероятно, Трамп будет продвигать политику монополизации экономик Латинской Америки и будет стараться вытеснить других внерегиональных конкурентов. История с вытеснением Китая из Панамского канала — классический пример, — отмечает эксперт. — Недаром при Трампе Рекс Тиллерсон (бывший госсекретарь США и экс-председатель совета директоров ExxonMobil. — Forbes) вновь заговорил о доктрине Монро «Америка для американцев». Сейчас мы можем ожидать второй виток такой политической стратегии, и это затронет нефтяной сектор».

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

03.04.2025