«Коммерсантъ» узнал о планах iFly передать все самолеты «Аэрофлоту» в «мокрый» лизинг
iFly готовится передать три своих оставшихся самолета Airbus A330 в «мокрый» лизинг «Аэрофлоту», узнал «Коммерсантъ». Такой вид аренды подразумевает передачу лайнеров вместе с экипажем. Соглашение, находящееся на стадии обсуждения, может стать первой сделкой с «мокрым» лизингом, который разрешен российским авиакомпаниям с 1 сентября. Как отмечает газета, самолеты iFly принадлежат американской Air Lease Corporation. Передача этих лайнеров в «мокрый» лизинг «Аэрофлоту» может повысить шансы на их переоформление в российскую собственность, считают эксперты
iFly намерен передать в «мокрый» лизинг «Аэрофлоту» три своих оставшихся самолета Airbus A330, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на три источника в отрасли, в том числе на собеседника, близкого к Министерству транспорта. По данным газеты, стороны уже обсуждают передачу, однако ее условия пока не финализированы. В «Аэрофлоте» отказались от комментариев газете, связаться с iFly «Коммерсанту» не удалось.
Соглашение между iFly и «Аэрофлотом» может стать первой сделкой с «мокрым» лизингом, отмечает «Коммерсантъ». Так называют вид аренды, который позволяет передавать лайнеры вместе с экипажем от одной авиакомпании к другой. «Мокрый» лизинг разрешен российским перевозчикам с 1 сентября.
Самолеты iFly принадлежат американской Air Lease Corporation, из-за чего находятся в двойной регистрации. В октябре 2023-го «Коммерсантъ» писал, что российская авиакомпания намеревалась выкупить эти самолеты за счет Фонда национального благосостояния (ФНБ). iFly тогда смогла согласовать условия сделки с иностранными собственниками и страхователями, которые оформили лицензию Управления по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC) для проведения платежей, однако получить финансирование так и не удалось. Стоимость самолетов iFly в 2023 году оценивалась в 8–10 млрд рублей, пишет газета.
Если лайнеры будут переданы в «мокрый» лизинг «Аэрофлоту», они с большей вероятностью смогут быть переоформлены в российскую собственность, считают собеседники газеты на рынке. Новым собственником в таком случае станет подведомственная Росавиации «НЛК Финанс». В то же время источники отмечают, что каких-либо изменений в сторону государственного софинансирования выкупа иностранных самолетов пока нет.
В марте «Коммерсантъ» со ссылкой на источники писал, что Минтранс запросил у кабмина 295 млрд рублей из ФНБ на выкуп самолетов из-за рубежа. По словам собеседников газеты, этот вопрос обсуждался в ходе совещания у президента в начале февраля. Источники в отрасли тогда рассказали, что запрашиваемая сумма рассчитывалась преимущественно исходя из потребностей «Аэрофлота», без учета оценки сделок по самолетам частных авиакомпаний.
По данным СПАРК, 56% iFly принадлежит сооснователю туроператора Tez Tour Александру Буртину, 30% — компании «Юнокс», которая, как пишет «Коммерсантъ», связана с совладельцами аэропорта Внуково, еще 9% принадлежит компании «Шелковый путь», которую связывают с китайскими инвесторами авиакомпании. Ранее iFly эксплуатировал девять самолетов A330, а в 2022 году два из них не вернулись с зарубежного техобслуживания. В реестре сертификатов эксплуатантов на сайте Росавиации за перевозчиком числится шесть воздушных судов. Из них технически исправны три. В 2023 году iFly получила чистый убыток в 5 млрд рублей и 2,7 млрд рублей выручки, отмечает газета.