Бизнес предложил изменения ко второму чтению налогового законопроекта
Представители бизнеса на заседании экспертного совета при бюджетном комитете Госдумы высказали предложения по доработке налогового законопроекта ко второму чтению. Они предложили ввести шкалу для уплаты налога на контролируемые иностранные компании. Кроме того, бизнес предложил отказаться от отраслевого принципа расчета НДПИ и раскритиковал механизм федерального инвестиционного вычета
Представители бизнеса на заседании экспертного совета при бюджетном комитете Госдумы 24 июня высказали предложения по доработке налогового законопроекта ко второму чтению, пишет «Коммерсантъ». В первом чтении поправки в Налоговый кодекс были приняты 20 июня.
Как пишет газета, тема подоходного налога обсуждалась в контексте налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК). Поправками предлагается ввести уплату 5 млн рублей с каждой КИК, в то время как сейчас одним из вариантов является уплата НДФЛ с фиксированной прибыли всех КИК контролирующего лица, то есть платеж не зависит от их количества. Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин на заседании 24 июня предложил ввести шкалу для уплаты такого налога: с одной–двух компаний уплачивать 5 млн рублей, с трех–десяти — 10 млн рублей в год.
Кроме того, РСПП не поддержал повышение НДПИ при добыче железной руды и при производстве удобрений, пишет «Коммерсантъ». Бизнес предложил отказаться от отраслевого принципа налогообложения или предусмотреть стабилизационную оговорку для уже начатых инвестпроектов. По мнению Шохина, такой принцип может привести к снижению инвестиционного потенциала этих отраслей более чем на 3% — это 1 трлн рублей инвестиций до 2030 года.
В то же время Минфин готов скорректировать цену отсечения при расчете НДПИ на уголь, следует из протокола совещания в Минэнерго 17 июня, который видел «Коммерсантъ». По данным газеты, ведомство может поддержать предложение учитывать рентабельность угольной промышленности на уровне 10% при определении цен отсечения, установив цены $110 за тонну для энергетических углей, $120 — для антрацита и $154 — для коксующихся углей. При этом Минэкономики и Минэнерго предлагают более мягкие варианты повышения налоговой нагрузки. Для энергетических углей Минэкономики предложило цену отсечения $120 за тонну, для коксующихся углей — $172, для антрацита — $140. Минэнерго выступило за увеличение цен для энергетических и коксующихся углей еще на $1,2 за тонну. Предложения по антрациту Минэнерго не поддержало.
Говоря о механизме федерального инвестиционного вычета (ФИНВ), параметры которого разработало Минэкономразвития, Шохин отметил, что ведомство предложило предоставлять федеральный вычет только налогоплательщикам, которые реализуют проекты технологического суверенитета и структурной адаптации. По словам главы РСПП, «это крайне ограниченный перечень секторов», который не устраивает бизнес. Глава «Деловой России» Алесей Репик добавил, что такой механизм «дискредитирует идею справедливости подхода по повышению налога на прибыль для мало инвестирующих или не инвестирующих компаний и стимулированию инвестирующих компаний к расширению деятельности».
Шохин предложил прописать базовые принципы работы вычета в Налоговом кодексе, а конкретику не в проекте постановления правительства, как предполагается сейчас, а в законе о промышленной политике, пишет РБК. «Мы хотели бы все-таки, чтобы [вычет] применялся к любым объектам основных средств, которые относятся к третьей по десятую амортизационным группам, а также нематериальным активам», — отметил он.
Замглавы Минфина Алексей Сазанов в свою очередь заявил, что поддержка не может распространяться на все отрасли экономики в силу ограниченности бюджетных ресурсов. По его словам, проект постановления правительства об инвествычете до конца недели будет представлен Госдуме. В Минэкономики заявили «Коммерсанту», что предложения для уточнения параметров вычета уже направлены в Минфин.
Кроме того, как пишет РБК, дискуссионным вопросом на заседании стал порядок амнистии за дробление бизнеса. В частности законопроект предполагает, что амнистия охватит налоговые периоды 2022–2024 годов, а прощение налоговых доначислений будет происходить лишь при условии добровольного отказа от дробления в 2025–2026 годах. Глава «Опоры России» Александр Калинин считает, что необходимо конкретизировать в законопроекте понятие «дробление бизнеса», а также понятия «единая предпринимательская деятельность» и «контролирующее лицо». «У нас есть очень серьезные опасения, потому что понятие «дробление бизнеса» прописано очень поверхностно, очень общо. Мы считаем, что это дает возможность для выборочного правоприменения, что, наверное, недопустимо и для очень широкого толкования понятия «дробление», — заявил он.
Минфин 28 мая внес в правительство пакет законов по изменениям налоговой системы, которые предусматривают изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы, а также в Закон о бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов. Предложения касаются основных видов прямых налогов — налога на доходы физических лиц (НДФЛ), налога на прибыль организаций, а также НДПИ и упрощенной системы налогообложения (УСН).
29 мая предложения Минфина поддержала правительственная комиссия по законопроектной деятельности, 30 мая их одобрило правительство, после чего законопроекты внесли в Госдуму. В Минфине сообщили, что изменения в налоговой системе могут быть приняты Госдумой уже в весеннюю сессию. Это позволит «обеспечить стабильные и предсказуемые условия для граждан, бизнеса и регионов на ближайшие шесть лет и даст рост экономического благосостояния страны», говорил глава ведомства Антон Силуанов. 18 июня Владимир Путин заявил, что изменения в российской налоговой системе будут окончательно приняты в августе.