Правительство ограничило экспорт бензина и дизельного топлива
Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, которое вводит временные ограничения на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива, сообщается на сайте правительства.
Документ опубликован на официальном портале правовой информации, согласно ему, ограничения введены с 21 сентября. Ограничения не распространяются на поставки, предусмотренные межправительственными соглашениями, для гуманитарной помощи, в рамках международных транзитных перевозок, на топливо, вывозимое для «обеспечения деятельности воинских формирований» России за рубежом, на товары, которые вывозят в Байконур, на Шпицберген, Абхазию, Южную Осетию и некоторые другие категории.
Решение принято с целью стабилизировать цены на топливо на внутреннем рынке, указано в сообщении кабмина. Правительство рассчитывает, что временные ограничения помогут насытить топливный рынок, что в свою очередь позволит снизить цены для потребителей.
Ранее правительство увеличило нормативы поставок автомобильного бензина и дизельного топлива на биржу, также ежедневно отслеживаются закупки топлива для нужд сельхозпроизводителей, объемы оперативно корректируются, сообщил кабмин.
В числе мер для стабилизации внутреннего рынка Минфин и Минэнерго обсуждали заградительную пошлину на экспорт нефтепродуктов в размере $250 за тонну, писали «Интерфакс» и ТАСС со ссылкой на источники. Замминистр энергетики Павел Сорокин подтвердил, что подобный шаг обсуждался в числе возможных шагов. Он пояснил, что ввод пошлины без компенсации заводам приведет к «отрицательной экономике» последних. «Нельзя допустить того, чтобы мы, пытаясь решить проблему дизеля, получили дефицит бензина», — подчеркнул Сорокин. Глава «Газпром нефти» Александр Дюков выразил мнение, что заградительная пошлина даже на коротком отрезке времени может привести к излишку топлива на внутреннем рынке и снижению цен, а впоследствии может снизить эффективность нефтеперерабатывающих заводов и вызвать дефицит.
В августе вице-премьер Александр Новак поручил Минэнерго рассмотреть вопрос лицензирования экспорта нефтепродуктов для борьбы с серым экспортом, в конце месяца он пообещал, что список спецэкспортеров будет утвержден в ближайшее время. «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо Сорокина писал, что Минэнерго направило 70 нефтегазовым компаниям просьбу предоставить информацию об объемах производства и экспорта нефтепродуктов и сжиженного углеводородного газа «в рамках проработки вопроса об ограничении серого экспорта».
Сельхозпроизводители в августе жаловались на резкий рост цен на дизельное топливо и проблемы с поставками, писал «Интерфакс» со ссылкой на источники. По словам собеседников агентства, за период 3–10 августа цена на летнее топливо повысилась более чем на 4%, а в некоторых регионах — на 5%. Собеседники «Интерфакса» также утверждали, что вагоны с нефтепродуктами по адресам конечных филиалов топливопоставляющих компаний поставлялись несвоевременно. Позже на совещании у Новака нефтяные компании пообещали снабжать аграриев автомобильным топливом в необходимом отрасли объеме.
В августе о дефиците бензина и дизельного топлива на заправках в ряде регионов сообщали представители топливного бизнеса. На дефицит жаловались в Крыму, Краснодарском крае и других южных регионах. Глава сети «Мосрегионгаз» Герман Колотов связал нехватку топлива с задержками поставок по железной дороге: по его словам, поезда из Центральной России с нефтепродуктами идут на несколько недель дольше обычных сроков.
Минэнерго, комментируя ситуацию, заявило, что уровень производства нефтепродуктов полностью обеспечивает текущий спрос на топливо, в том числе за счет переориентации части экспорта бензина и дизтоплива на внутренний рынок и поставок запасов с нефтебаз. По данным ведомства, выпуск автомобильного бензина (117 400 т в сутки) соответствует среднему уровню августа 2021-го и августа 2022 годов, а производство дизтоплива (232 000 т в сутки) почти на 10% выше уровня августа предыдущих лет.