К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

ФАС отклонила идеи маркетплейсов по саморегулированию

Фото Владислава Шатило / РБК / ТАСС
Фото Владислава Шатило / РБК / ТАСС
Несмотря на регулярные скандалы и жалобы на онлайн-маркетплейсы со стороны сотрудников и владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ), правительство решило не вводить жесткое регулирование отрасли и позволило крупнейшим игрокам самостоятельно разработать стандарты взаимодействия с партнерами. Первая их редакция не получила одобрения Федеральной антимонопольной службы и отправлена на доработку, стало известно Forbes

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в августе рассмотрела и направила на доработку стандарты взаимодействия между маркетплейсами и владельцами пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Об этом говорится в письме замглавы ФАС Петра Иванова, адресованном Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), которая выступила одним из разработчиков стандарта. Forbes ознакомился с копией письма, а его подлинность подтвердили президент АКИТ Артем Соколов и председатель Ассоциации участников рынка электронной коммерции (АУРЭК, также участвовала в разработке) Алексей Кременсков. ФАС не ответила на запрос Forbes.

После весенней забастовки сотрудников пунктов выдачи заказов (ПВЗ) Wildberries участники рынка подготовили регулирующий документ — стандарты работы маркетплейсов и владельцев пунктов выдачи заказов. Они, например, включают в себя обязанность маркетплейсов уведомлять партнеров обо всех изменениях оферты не менее чем за 14 дней, запрет на применение штрафов задним числом, изменение системы рейтингов, а также начисление штрафов только при наличии доказательств вины или если ПВЗ не оспорил эту вину за 7 дней и др. 

Как говорится в письме Иванова, существующая версия стандартов нарушает главный принцип взаимодействия участников коммерческого оборота, а именно равенство сторон. Замглавы ФАС перечисляет недостатки: в стандартах недостаточно четко прописаны сроки и процесс уведомления об изменениях в офертах для ПВЗ, 30 дней, которые предлагаются для рассмотрения спорных ситуаций, «не соответствуют условиям оперативности», в стандартах недостаточно четко прописано, как можно закрыть или ограничить деятельность пунктов, а их владельцам предоставлено лишь семь дней, чтобы опровергнуть штраф, в то время как сроки рассмотрения претензий в адрес самих интернет-магазинов не определены.

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

В ФАС уверены, что отдельные пункты документа «дают риски злоупотреблений со стороны маркетплейсов», и советуют четче прописать, за нарушение каких обязанностей маркетплейсы имеют право облагать владельцев ПВЗ штрафами. Служба также настаивает на том, что обо всех удержаниях владельцев ПВЗ следует уведомлять предварительно.

Ранее, в июле, документ согласовала комиссия Минпромторга по созданию условий саморегулирования в электронной торговле. В пресс-службе ведомства также подтвердили Forbes, что замечания ФАС направлены в АКИТ. «Ведомством были изложены конкретные замечания к содержанию текста. На текущий момент времени АКИТ дорабатывает документ в соответствии с представленной позицией с привлечением заинтересованных сторон. Полагаем, что дополнительных совещаний на площадке Минпромторга России не потребуется», — отметили в пресс-службе министерства.

 

По словам Артема Соколова, основные замечания ФАС направлены на уточнение формулировок, их доработку в сторону прозрачности. Он приводит в пример пункт 3.2.2 стандартов, по которому маркетплейс вправе применить некие меры реагирования в случае, если действия владельца ПВЗ дискредитировали площадку. ФАС не согласился с такими формулировками, сообщив, что «маркетплейсы не обладают компетенцией для признания действий владельца ПВЗ дискредитирующими», и предложил заменить их на механизм защиты деловой репутации. «Мы проводим работу над поиском компромиссных решений с владельцами ПВЗ, проводим встречи с «Опорой России», АУРЭК и другими участниками рынка. В любом случае считаю, что все предложения ФАС корректны. Это здоровая критика. Мы доработаем текст с их учетом», — говорит Соколов. Он надеется, что до конца сентября документ будет доработан и принят.

В пресс-службе Wildberries поблагодарили ФАС за обратную связь и сообщили, что маркетплейсы уже учли значительную часть предложений. «Мы открыты к диалогу и в рабочем режиме продолжаем обсуждать стандарты работы ПВЗ как с самими предпринимателями, так и другими игроками рынка и федеральными органами, поскольку хотим сделать их максимально прозрачными для всех сторон», — заявил представитель компании. В Ozon и «Яндекс Маркете» от комментариев отказались.

В АУРЭК не разделяют оптимизма. Алексей Кременсков говорит, что по ряду пунктов маркетплейсам и владельцам ПВЗ договориться не удалось до сих пор. По его словам, маркетплейсы не идут навстречу бизнесу в главных вопросах: штрафы, процедуры их взимания и оспаривания. «Во всем в конечном счете оказывается виноват ПВЗ, — делится главной претензией председатель АУРЭК. — Главное, за что штрафуют ПВЗ, — это подмены и брак. Маркетплейс только штрафует, а ПВЗ должен искать и предоставлять доказательства своей невиновности. Почему именно мы постоянно должны доказывать, что мы не верблюды? Мы малый бизнес. У маркетплейсов гораздо больше возможностей, программного оборудования и других инструментов, чтобы проследить проблему по цепочке и наказать виновного. Но зачастую штраф просто накладывают коллективно».

 

Вопрос регулирования маркетплейсов остро встал после мартовской забастовки ПВЗ Wildberries, вызванной новой системой штрафов. В мае экспертный совет при ФАС предупредил, что конфликты с контрагентами могут привести к введению госрегулирования интернет-магазинов. В ответ основательница Wildberries и одна из самых богатых женщин России Татьяна Бакальчук попросила отложить введение госрегулирования электронной торговли. «Там, где появляется госрегулирование, там прекращается рост», — заявила Бакальчук, выступая на «Неделе российского ретейла — 2023». В июне заместитель главы Минпромторга Виктор Евтухов признал, что острой необходимости регулировать маркетплейсы пока нет.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+