В ФАС рекомендовали Wildberries перестать резко менять условия работы с партнерами
Экспертный совет при ФАС рекомендовал Wildberries отказаться от резкого одностороннего изменения условий работы и правил продажи товаров на площадке. В ведомстве предупредили, что систематическое нарушение добросовестных практик может привести к введению госрегулирования маркетплейсов
Экспертный совет при Федеральной антимонопольной службе (ФАС) рекомендовал Wildberries исключить односторонние действия, в короткие сроки меняющие условия работы и покупки товаров на маркетплейсе, сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на протокол заседания совета. Wildberries также рекомендовано создать механизм досудебного урегулирования споров и проработать практики «на предмет установления разумных и соразмерных условий для пользователей».
Ответить на рекомендации маркетплейс должен не позднее 30 мая, сообщил изданию представитель ФАС. Он признал, что принятые в феврале 2022 года принципы взаимодействия участников цифровых рынков являются инструментом саморегулирования, поэтому наказание за их несоблюдение не предусмотрено. Но подчеркнул, что систематическое нарушение этих принципов может быть основанием для введения госрегулирования отдельных сфер деятельности цифровых платформ.
В Wildberries заверили, что все поднятые в протоколе вопросы находятся в разработке. Представитель маркетплейса отметил, что сейчас оферта едина для всех партнеров и все изменения в ней вступают в силу через семь дней с момента публикации. Он сообщил, что Wildberries в ближайшее время представит ФАС механизм досудебного урегулирования системных вопросов, в котором будут задействованы бизнес-ассоциации и независимые эксперты.
По мнению партнера BGP Litigation Ирины Акимовой, отношения ФАС и Wildberries не достигли критической точки и адекватная реакция компании на рекомендации совета позволит избежать введения прямого госрегулирования. Глава наблюдательного совета Ассоциации участников рынка электронной коммерции Дмитрий Гусев напомнил, что продавцы товаров и операторы пунктов выдачи заказов (ПВЗ) просят законодательно закрепить вопросы их взаимодействия с маркетплейсами. «Рынок только формируется, большое количество пробелов приводит к конфликтам», — отметил он.
В начале марта Wildberries ввела систему штрафов, по которой при возврате покупателем бракованной или не соответствующей заказу вещи 100% ее стоимости удерживалось с сотрудника ПВЗ. В ответ владельцы ПВЗ с 15 марта объявили забастовку, конфликт привлек внимание Госдумы и Минтруда, а Генпрокуратура поручила проверить сведения о нарушении трудовых прав работников Wildberries. Позже маркетплейс пошел на уступки, пообещав отменить более 10 000 «некорректных штрафов» и вернуть деньги владельцам ПВЗ. В апреле Wildberries смягчила систему штрафов для ПВЗ и перезапустила механизм списаний за подмены товаров, назвав его «понятным и прозрачным».