К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Действовать по стандарту: Минпромторг отрегулирует работу маркетплейсов

Фото Михаила Метцеля  / ТАСС
Фото Михаила Метцеля / ТАСС
После весенней забастовки сотрудников пунктов выдачи заказов (ПВЗ) Wildberries участники рынка подготовили регулирующий документ — стандарты работы маркетплейсов и владельцев пунктов выдачи заказов. Мера будет регламентировать порядок изменения оферт, договоров и их расторжений, урегулирует порядок взимания штрафов и отстаивания споров сторон, стало известно Forbes. 4 июля документ рассмотрит специальная комиссия Минпромторга

Комиссия Минпромторга по созданию условий саморегулирования в электронной торговле в Российской Федерации во вторник, 4 июля, должна согласовать стандарты по взаимодействию маркетплейсов с владельцами пунктов выдачи заказов (ПВЗ), об этом Forbes рассказали три источника на рынке электронной коммерции. В разработке девятистраничного документа принимали участие Ассоциация участников рынка электронной коммерции (АУРЭК) и Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), а также практически все крупные российские маркетплейсы, говорит один из собеседников.

Forbes ознакомился с копией документа. Его подлинность подтвердил Александр Ефимов, генеральный директор юридической фирмы Fox Legal Consulting и сопредседатель по правовой защите АУРЭК. По словам президента АКИТ Артема Соколова, стандарты уже направлены на экспертизу в комитеты Государственной думы по промышленности и торговле и по защите конкуренции, которые возглавляют депутаты Владимир Гутенев и Валерий Гартунг. «Документ находится в разработке», — подтвердил представитель Минпромторга.

«В случае его одобрения новый стандарт станет обязательным для обоих сторон — маркетплейсов и ПВЗ, а следовательно, его неисполнение влечет за собой гражданско-правовую ответственность по аналогии с неисполнением договора», — добавляет Ефимов.

 

Документ обяжет маркетплейсы уведомлять партнеров обо всех изменениях оферты не менее чем за 14 дней (ранее — около недели). Также маркетплейсы будут должны обеспечивать доступ ко всем предыдущим редакциям оферты (никто из маркетплейсов такой возможности ранее не предоставлял). Стандарт вводит запрет на применение штрафов задним числом.

Рейтинги ПВЗ будут зависеть только от тех элементов, на которые ПВЗ могут влиять (например, будут учитываться только отзывы о работе самого ПВЗ, а не о качестве товара, сроках доставки и прочее). Также у ПВЗ появится возможность оспаривать такие отзывы. Стандарт предусматривает так называемую охранную зону — в одном здании не может размещаться более одного ПВЗ конкретного маркетплейса. ПВЗ получит право предлагать свои изменения оферты (раньше такое право отсутствовало).

 

Отдельный параграф посвящен взиманию штрафов. Они могут начисляться только при наличии доказательств вины или если ПВЗ не оспорил эту вину за 7 дней. При предоставлении доказательства невиновности штрафы должны быть отменены. Величина штрафов должна быть соразмерна допущенному нарушению.

ПВЗ также получат право оказывать дополнительные услуги (например, установку водяных кулеров, кофемашин, вендинговых автоматов и прочего) при условии согласования с маркетплейсами (обычно такое запрещалось).

Забастовка помогла

Внести ясность в отношения маркетплейсов и владельцев ПВЗ было решено после крупной забастовки сотрудников: 15 марта собственные пункты выдачи заказов Wildberries ограничили работу точек — сотрудники принимали товар со складов, но не выдавали посылки покупателям. Таким образом они протестовали против новой системы штрафов: если покупатель возвращает бракованную или подмененную вещь, то 100% ее стоимости удерживается с сотрудника ПВЗ.

 

Конфликт привлек внимание Госдумы и Минтруда, а Генпрокуратура попросила проверить сведения о нарушении трудовых прав работников Wildberries. Позже маркетплейс пошел на уступки, пообещав отменить более 10 000 «некорректных штрафов» и вернуть деньги владельцам ПВЗ.

В мае экспертный совет при ФАС рекомендовал Wildberries отказаться от резкого одностороннего изменения условий работы и правил продажи товаров на площадке. В ведомстве предупредили, что систематическое нарушение добросовестных практик может привести к введению госрегулирования маркетплейсов.

В ответ основательница Wildberries, самая богатая женщина России Татьяна Бакальчук, попросила отложить введение госрегулирования электронной торговли. «Мы очень хорошо понимаем — возникают все чаще тезисы по поводу регулирования отрасли, но просим действительно отложить эту историю, потому что, я тоже сейчас скажу такую расхожую фразу, там, где появляется госрегулирование, там прекращается рост. Это на самом деле так», — сказала Бакальчук, выступая на «Неделе российского ретейла — 2023».

Достигли компромисса

«Отраслевые стандарты разработаны как компромиссная альтернатива законодательному регулированию. Причем инициатива их разработки принадлежала маркетплейсам, тогда как мы (АУРЭК) предлагали регулировать отрасль законодательно», — добавляет Александр Ефимов.

«Ozon выступает за саморегулирование всех участников отрасли электронной коммерции, — сообщили в пресс-службе компании. — А разработка таких стандартов являются основой для успешного саморегулирования рынка. Ozon заинтересован в прозрачных правилах взаимоотношений с партнерами». 

 

«Яндекс Маркет» принимал активное участие в разработке документа, — заявили в компании. — Чтобы развивать сервис с учетом потребностей владельцев ПВЗ, «Маркет» регулярно проводит с ними встречи, вебинары, собирает пожелания и учитывает обратную связь в своей дальнейшей работе. Кроме того, на регулярной основе проходят заседания рабочей группы по разбору спорных ситуаций владельцев ПВЗ и «Маркета». В работе группы принимают участие предприниматели, имеющие ПВЗ «Маркета», а также представители отраслевых ассоциаций и другие эксперты».

В пресс-службе Wildberries на запрос Forbes не ответили.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+