«Коммерсантъ» узнал подробности реализации запрета на экспорт нефти с потолком цен
Правительство в ближайшее время примет постановление, запрещающее российским компаниям включать в экспортные контракты ссылки на введенный Западом потолок цен на нефть, выяснил «Коммерсантъ». Экспортеров обяжут направлять контракты на проверку в ФТС, которая сможет блокировать отгрузки в случае нарушений, и следить, чтобы их контрагенты при дальнейшей перепродаже нефти тоже не использовали потолок
Минэнерго подготовило и отправило на согласование в правительство проект постановления правительства о порядке реализации запрета на поставку нефти иностранным покупателям, которые присоединились к потолку цен на нефть. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на собеседников, знакомых с проектом. Нефтяникам придется самим следить и отчитываться о том, что они не подчиняются западным ограничениям, рассказали источники газеты.
Запрет вступит в силу с 1 февраля по указу президента в ответ на применение Евросоюзом и «большой семеркой» механизма предельной цены на нефть из России. Сейчас потолок цен на нефть из России установлен на уровне $60 за баррель, в марте он может быть пересмотрен. Российские юридические и физические лица, поставляющие нефть на экспорт, по словам собеседников газеты, будут «обязаны не допускать» наличия в контрактах положения об ограничении цены и «обеспечивать мониторинг соблюдения иностранными покупателями, в том числе и трейдерами, агентами» выполнения этого требования в случае дальнейшей перепродажи российской нефти.
Если мониторинг выявит случаи наличия контрактов с предельной ценой, компании в течение пяти рабочих дней должны уведомить Федеральную таможенную службу (ФТС) и Минэнерго. Российских экспортеров обяжут направлять в ФТС в электронном виде контракты, «документы, в соответствии с которыми определяется цена товара» и письменное заявление о том, что в контрактах отсутствуют ссылки на потолок цен.
ФТС в случае нарушений будет запрещать транспортировку сырья, уведомив РЖД и «Транснефть». Запрет на экспорт по таким контрактам будет действовать до устранения нарушений, штрафы или иные наказания не предусматриваются проектом постановления. Собеседник в отрасли сказал, что мониторинг иностранных покупателей нефтяники смогут провести только в отношении тех трейдеров, которые так или иначе подконтрольны российским компаниям.
Партнер адвокатского бюро «А-Про» Екатерина Макеева предположила, что это может касаться компаний, не связанных с «недружественными государствами», а запрет выглядит как «рычаг для отстаивания цены на переговорах». При перепродаже нефти, добавила Макеева, практически невозможно обеспечить контроль со стороны государства: «на компании, по сути, возлагаются агентские функции по обеспечению требований указа». По оценке юриста адвокатского бюро «Казаков и партнеры» Станислава Дабижи, механизм мониторинга не будет эффективным. Он считает, что российским компаниям сложно будет влиять на условия таких контрактов, а их стороны могут согласовать размер цены в пределах потолка, не устанавливая в контракте формального положения о том, что они применяют его.
США требуют от всех участников операций с российской нефтью подтверждений того, что такие сделки проведены не выше цены потолка — платежных документов, а в ряде случаев — просто соответствующих заверений. По проекту постановления правительства Минэнерго к 1 апреля должно согласовать с Минфином порядок мониторинга экспортных цен на российскую нефть.
Минэнерго на ежемесячной основе будет запрашивать от экспортеров информацию об условиях их контрактов (в том числе — о покупателях, цена и направлениях фактических отгрузок, условиях фрахта и страхования грузов) и на основе этих данных будет готовить ежеквартальные отчеты в межведомственную рабочую группу по ТЭКу. Для введения более жесткого регулирования может быть использован инструмент мониторинга цен, который получает Минэнерго. Например, если выяснится, что цены экспорта у разных компаний существенно отличаются.