Потолок цен и эмбарго на нефть из России вступают в силу: кто в выигрыше
«Большая семерка» (G7 — США, Германия, Япония, Великобритания, Франция, Италия и Канада), Европейский союз и Австралия, образовавшие так называемую «Коалицию ценового ограничения», объявили в пятницу, 2 декабря, об установлении максимальной цены в $60 за баррель российской нефти, перевозимой морским путем, говорится в заявлении G7. «В наших юрисдикциях нашим компаниям, осуществляющим морскую транспортировку сырой нефти и нефтепродуктов российского происхождения во всем мире, будет запрещено оказывать соответствующие услуги за исключением случаев, когда таковые будут приобретаться по установленной максимальной цене или по цене ниже нее», — сказано в документе.
G7 объясняет введение ценового потолка стремлением сохранить стабильность поставок российских нефти и нефтепродуктов в страны, которые не ввели запрет на их импорт, при ограничении доходов России. Потолок, согласно заявлению, вводится с 5 декабря «или вскоре после этой даты». «Большая семерка» также подтвердила свое решение ввести с 5 февраля 2023 года потолки цен на нефтепродукты российского происхождения: один на дорогие нефтепродукты, другой — на дешевые. Потолки будут пересматриваться раз в два месяца с учетом изменений на рынке и устанавливаться на уровне не менее чем на 5% ниже среднерыночной цены на российскую нефть и нефтепродукты, рассчитанной на основе данных, предоставленных Международным энергетическим агентством (МЭА).
Потолок вводится в дополнение принятому ЕС решению отказаться от импорта российской нефти по морю с 5 декабря, к которому позже присоединилась Великобритания. США и Австралия ввели соответствующие запреты еще в марте, а до этого в феврале символический запрет объявила и Канада, которая не импортирует российскую нефть с 2019 года. Сделано исключение для Японии, которая сможет получать российскую нефть с проекта «Сахалин-2» без ограничений до 30 сентября 2023 года. ЕС разрешил морские перевозки с «Сахалина-2» в Японию до 5 июня 2023 года. Исключения также сделаны для Болгарии, которая сможет импортировать нефть по морю до конца 2024 года, Хорватии, которой после вступления в силу эмбарго на импорт российских нефтепродуктов будет позволено ввозить вакуумный газойль (продукт нефтепереработки) до конца 2023 года, а также для европейских государств, не имеющих выхода к морю. Такие государства смогут продолжать импортировать нефть и нефтепродукты из России морем, если поставки нефти по трубопроводу из России будут прерываться.
Ценовой потолок предусматривает плавный переход: он не будет применяться к нефти, закупленной по цене, превышающей верхний лимит цены, если нефть погружена на танкеры до 5 декабря и выгружена до 19 января 2023 года. Аналогичной льготы для перевозки нефтепродуктов не предусмотрено.
Запрет не относится к трубопроводной нефти. Ее по северной ветке нефтепровода «Дружба» получают Германия и Польша, по южной — Венгрия, Чехия и Словакия. По различным оценкам, в минувшем году морские перевозки российской нефти составляли 85-90% от российских поставок.
Россия не будет продавать нефть по условиям ценового потолка, даже если для этого стране придется сократить добычу, в очередной раз подтвердил позицию России вице-премьер Александр Новак накануне вступления ограничений в силу. «Сейчас мы прорабатываем механизмы запрета на применение инструмента price cap (ценового потолка), независимо от того, какой уровень будет установлен», — сказал он.
Накануне вступления в силу эмбарго и потолка цен на российскую нефть Организация стран — экспортеров нефти и государства, не входящие в нее, включая Россию (так называемый альянс ОПЕК+), решила оставить в силе принятую в октябре установку о сокращении с ноября общей добычи нефти на 2 млн баррелей в сутки — до 41,9 млн баррелей. При этом альянс готов собраться в любой момент для принятия дополнительных мер по стабилизации рынка.
Цены на нефть эталонной марки Brent 5 декабря к вечеру поднялись лишь на 1,2% к предыдущему закрытию, до $86,6 за баррель.
Много неопределенностей
Реальные результаты влияния ограничительных мер в отношении российской нефти станут известны не раньше второй половины декабря — начала января, поскольку в настоящее время имеется достаточно неопределенностей, говорит эксперт межотраслевого экспертно-аналитического центра Союза нефтегазопромышленников России Ирина Кезик. «Нужно учитывать то, что введение механизма потолка цен предусматривает переходный период, — указывает аналитик. — Кроме того, на сегодняшний момент не представляется возможным прогнозировать, какой именно объем российской нефти уйдет с мирового рынка. По различным оценкам, этот объем может составить около 1 млн баррелей в сутки, притом что в 2021 году средний суточный объем поставок составлял 4,5 млн баррелей. Лишь время может показать, какие из этих объемов могут быть переориентированы в Азию, кто и как будет принимать танкеры с российской страховкой».
Пока еще разработаны только первые контуры нефтяного потолка как санкционного инструмента, и пока никто, в том числе и сами разработчики, до конца не понимают, как он будет работать, считает главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов. «По прошествии определенного промежутка времени страны будут консультироваться по вопросам пересмотра уровня, — говорит он. — Предусмотрены инструменты корректировки ценового потолка в зависимости от его эффективности или, наоборот, неэффективности тех или иных его положений».
Запрет на российские поставки вряд ли будет строгим
Россия, по мнению старшего аналитика Альфа-банка Никиты Блохина, скорее всего введет те или иные законодательные нормы по ограничению поставок российской нефти в страны, присоединившиеся к ценовым ограничениям ЕС, будь то президентский указ или негласная директива крупнейшим российским компаниям. Однако российскую нефть вполне смогут получить те страны, которые формально не присоединятся к ценовому потолку, но будут стремиться к соблюдению всех международных норм, считает эксперт. По мнению Блохина, это будет возможно при выполнении ряда условий: когда справедливая цена реализации российской нефти не будет превышать пресловутый ценовой потолок, будь то рыночная цена или скидка, предоставленная покупателю, в то время как сам этот термин или любой другой ценовой ориентир не будут никак фигурировать в отпускных документах при ее продаже.
Кезик из Союза нефтегазопромышленников также не исключает, что некоторые российские компании продолжат поставлять нефть в рамках потолка цен, несмотря на то что российские власти говорят об обратном. Аналитик полагает, что только после того, как российские власти разработают и используют механизм запрета применения ценового потолка, можно будет реально говорить, что российская нефть по предельной цене не продается и сколько нефти на самом деле уйдет с рынка. Именно поэтому, полагает аналитик, ОПЕК+ сохранил параметры сокращения добычи. «К тому же G7 пересмотрит уровень ценового потолка уже в январе, а 1 февраля мониторинговый комитет ОПЕК+ изучит результаты ограничений и вынесет свои рекомендации», — говорит Кезик.
Российские заявления, похоже, специально сформулированы таким образом, чтобы их можно было по-разному интерпретировать, полагает эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. «Ни Индия, ни Китай, ни даже Южная Корея не говорят о том, что они введут у себя price cap на закупку российской нефти, — говорит Митрахович. — Поэтому можно будет сказать: мы же не утверждали, что запретим поставки российской нефти, например, в Индию, мы сказали, что мы это сделаем, только если Индия объявит price cap. Но если она этого не сказала, то все в порядке». Таким же образом, по мнению эксперта, может решиться и судьба поставок в Болгарию, входящую в ЕС и проголосовавшую за введение потолка. Митрахович считает, что российские власти или комментаторы от имени российских властей могут сделать пояснение, что запрет на поставки не коснется Болгарии. «То есть разговоров о том, кто что имел в виду, скорее всего, будет довольно много», — говорит Митрахович.
Кто в выигрыше
В качестве выгодоприобретателей следует выделить страны, которые сейчас активно закупают российскую нефть, — Индию и Китай, говорит Блохин из Альфа-банка. По его словам, введение потолка цен на нефть дает этим странам сильную переговорную позицию в вопросах согласования будущих долгосрочных контрактов. Поэтому рассчитывать на то, что Индия и Китай присоединятся к потолку цен, вряд ли стоит, поскольку они не захотят рисковать потерей выгодных условий, по которым работают сейчас и которые могут вылиться в долгосрочные контракты, полагает эксперт.
Если механизм докажет свою эффективность, в потенциальном долгосрочном выигрыше окажутся потребители нефти, полагает Алексей Громов из Института энергетики и финансов. «Общая ситуация, связанная с поставками, в долгосрочной перспективе выгодна потребителям, потому что устанавливается механизм влияния на цены, выгодный потребителю, – совершенно новый ценовой механизм, который можно будет применять не только к России, но и к любым другим странам-нефтеэкспортерам, например, к той же Саудовской Аравии», — полагает Громов. Кроме того, по его мнению, в выигрыше окажутся организации и компании, которые будут следить за выполнением ценового потолка, соблюдением санкций — юристы, экономисты и сотрудники различных служб контроля. «Мне кажется, что сейчас появляется огромная поляна работы для тех, кто будет пытаться найти уязвимые места в этом новом санкционном пакете, и, соответственно, для юристов европейских стран, которые будут пытаться эти узкие места выявить и закрыть», — говорит Громов.
В проигрыше пока Россия
Россия с точки зрения нефтяного экспорта в ближайшие месяцы может понести существенные потери, полагает Громов. «Очевидно, что полностью переформатировать логистику поставок, страховые вопросы и целиком заместить европейские рынки альтернативными у России в ближайшее время не получится, — говорит аналитик. — В ближайшие полгода мы будем ожидать определенную просадку российского нефтяного экспорта примерно в объеме 500 000-700 000 баррелей в сутки. В этот период снизятся и доходы. При заключении соглашений со странами, которые не присоединились к ценовому потолку, России придется продавать нефть со скидкой, ниже уровня ценового потолка. Возрастут затраты на логистику и на услуги страхования российских нефтеналивных грузов. Эффект начнет ощущаться начиная с января, потому что в декабре контракты на поставку российской нефти уже сформированы, и они будут осуществляться, ведь ЕС допустил важное исключение, позволив исполнять эти контракты после введения эмбарго и потолка».
Никита Блохин из Альфа-банка считает, что реальное сокращение экспорта может оказаться ниже ожидаемого. По его словам, за последние полгода крупным российским нефтяным компаниям удалось значительно продвинуться в вопросах переориентации поставок с европейского рынка, что позволило сформировать новые торговые маршруты. «Кроме того, по сообщениям СМИ, Россия наращивает так называемый «теневой» танкерный флот, позволяющий российским экспортерам избежать ограничений ЕС в отношении страхования судов и фрахта, — говорит Блохин. — Если подтвердятся сообщения о том, что более 100 судов уже законтрактовано Россией, это позволит существенно снизить издержки на фрахт. Поиск обходных путей ведется давно, и результат этой работы будет виден уже в первые месяцы 2023 года. Статистика за январь покажет, насколько в действительности критичны для российского экспорта ограничения участия в транспортировке нефти европейских компаний».
Митрахович из Финансового университета допускает, что добыча нефти в России может снизиться, как об этом говорил Новак. «Но, думаю, в пределах 10%, даже меньше, — говорит эксперт. — Российское правительство ожидало весной, что добыча может сократиться на 17%, а Международное энергетическое агентство прогнозировало снижение на 30%. Но этого пока не произошло».
Мягкое наказание за неисполнение
Согласно установкам ЕС, если судно под флагом третьей страны умышленно перевозит российскую нефть стоимостью выше предельной цены, то операторам ЕС будет запрещено страховать, финансировать и обслуживать это судно для перевозки российской нефти или нефтепродуктов в течение 90 дней после того, как груз, приобретенный выше предельной цены, был выгружен. А если судно под флагом ЕС нарушит ценовой предел, то на него будут распространяться санкции, вытекающие из национального законодательства каждого государства-члена.
«Нам кажется, что условия price cap и формулировки наказаний за несоблюдение санкций достаточно мягкие и мотивируют Россию продавать нефть, а мировые транспортную и финансовую отрасли – обеспечивать перевозки», — полагают аналитики Telegram-канала «Твердые цифры». ЕС также раздумывает над унификацией наказаний за нарушение антироссийских санкций для своих компаний. «Финального решения нет, но предлагается штрафовать нарушителей из ЕС на 5% годового оборота», — добавляют аналитики «Твердых цифр».
«Блокировка использование танкеров в течение трех месяцев — это не такое суровое наказание, которое могло бы быть, это не пожизненная дисквалификация танкера, — говорит Громов из Института энергетики и финансов. — Но тут надо понимать, почему наказание такое мягкое. На рынке сегодня нет избыточного объема танкерных мощностей для перевозки нефти, и никто не стремится разрушать традиционный мировой нефтяной рынок. Условно говоря, если выявить какие-то танкеры, которые провозят нефть с нарушением санкционного потолка, и их пожизненно дисквалифицировать, то откуда возьмутся новые танкеры, тем более что Россия активно закупает танкеры и формирует свой теневой флот?»
Что будет с ценами
Санкции и введение потолка цен на российскую нефть создают определённые предпосылки для роста волатильности на рынке в I квартале 2023 года, когда риск ограничения поставок российской нефти на глобальные рынки станет материальным, полагает Блохин из Альфа-банка. Однако многое будет зависеть как от реального объема снижения экспорта российской нефти, так и от общей рыночной конъюнктуры, рассуждает эксперт. «Последние события, на мой взгляд, не приведут к значительному росту цен в краткосрочной перспективе, однако в случае восстановления спроса в Китае и сохранения низких квот на добычу ОПЕК+ котировки Brent могут вновь перейти к росту. Это вкупе с ограничениями на ввоз российской нефти в ЕС может привести к созданию локального дефицита, что даст предпосылки для роста цен в долгосрочной перспективе. В 2023 году цена на нефть может вполне закрепиться выше $100 за баррель», — заключает Блохин.
Ситуация с ценами будет зависеть от многих факторов, помимо потолка цен и эмбарго, полагает Митрахович из Финансового университета. «Рынок — вещь нервная, и если сейчас пойдут какие-то новости о судовладельцах, отказывающихся работать с Россией, то может образоваться некий дефицит нефти, а цены могут пойти вверх, — говорит эксперт. — Но многое будет зависеть и от других обстоятельств: от погоды и китайского локдауна, например».
«Полагаю, что пока в большей степени цены на нефть будут держаться на уровне $85-90 за баррель, и в дальнейшем, кроме прочего, влияние на рынок будут оказывать новости из Китая, а также информация о рецессии в мире», — полагает Кезик из Союза нефтегазопромышленников.