Путин подписал указ об ответе на потолок цен на российскую нефть
Путин подписал указ о мерах в ответ на потолок цен на российскую нефть и нефтепродукты. Указ запрещает поставки, если в контракте предусмотрено применение потолка цен. При этом в указе предусмотрено возможное исключение «на основании специального решения президента»
Владимир Путин подписал указ, запрещающий поставки российских нефти и нефтепродуктов иностранным юридическим и физическим лицам при условии, если в контрактах на эти поставки «прямо или косвенно» предусмотрено применение потолка цен. «Установленный запрет применяется на всех этапах поставок до конечного покупателя», — говорится в документе.
При этом в указе отмечается, что поставки нефти и нефтепродуктов, которые запрещены указом, «могут осуществляться на основании специального решения президента».
Указ будет действовать с 1 февраля по 1 июля 2023 года. Запрет на поставки нефти начнет действовать вместе с указом, а запрет на экспорт нефтепродуктов — с даты, которую определит правительство, но не раньше, чем со дня вступления в силу указа.
В тексте указа говорится, что меры вводятся «в целях защиты национальных интересов» в ответ на «недружественные и противоречащие международному праву» действия США и примкнувших к ним стран.
Ограничение цены на российскую нефть, перевозимую морем, в начале декабря ввели страны G7 (США, Германия, Япония, Великобритания, Франция, Италия и Канада), Евросоюз, Австралия, Норвегия и Швейцария. Потолок цены сейчас установлен на уровне $60 за баррель, он будет пересматриваться раз в два месяца. В феврале планируется также ввести потолок цен на нефтепродукты российского происхождения, но его уровень пока не согласован.
Российские власти поначалу заявляли о намерении ответить на потолок цен, ограничив поставки в присоединившиеся к нему страны. 23 декабря вице-премьер Александр Новак сообщил, что в результате в России может сократиться добыча нефти. «Мы готовы идти на понижение частичное добычи, в начале следующего года у нас может быть сокращение где-то на 500–700 тысяч баррелей в сутки. Это для нас примерно 5–7%», — сказал он. По словам вице-премьера, это незначительный объем, но «такие риски существуют».