Как Аргентина живет в постоянном ожидании дефолтов, которые иногда случаются
Аргентина сейчас переживает самый острый инфляционный кризис в мире, писали на этой неделе аналитики Bloomberg, прогнозируя, что в ближайшее время центральный банк Аргентины повысит ключевую ставку. Действительно, в четверг, 16 июня аргентинский центробанк повысил ее сразу на 300 базисных пунктов — до 52%. Это самое резкое повышение ставки в стране с 2019 года, когда ее подняли до 80%.
Ранее на этой неделе статистическое агентство Аргентины сообщило, что годовая инфляция в стране достигла максимума и составляет 61%. По прогнозам аналитиков, к концу года она может дойти до 72,6%. Местные жители говорят, что цены растут так быстро, что люди лучше помнят, сколько стоили товары и продукты в 1990-х, чем те, что были день назад.
Высокая инфляция обеспокоила и инвесторов, которые сомневаются в способности правительства выполнить свои обязательства по облигациям. С начала июня инвесторы вывели 10% от всех аргентинских активов, что стало самым большим оттоком за всю историю страны.
Инфляция и падение курса песо в Аргентине достигают таких масштабов, что для аргентинцев даже падающая криптовалюта остается привлекательным инструментом сохранения денег. Уровень популярности криптовалюты в Аргентине — один из самых высоких в мире.
Это же не первый аргентинский кризис
История дефолтов Аргентины началась еще в XIX веке, а самый масштабный произошел в самом начале XXI. Правительство Фернандо де ла Руа, пришедшее к власти в 1999 году, столкнулось со сложной ситуацией: благодаря принятому за 10 лет до этого закону, который привязывал стоимость аргентинской валюты — песо — к дорогому доллару, аргентинские товары стали неконкурентоспособными, что привело к упадку промышленности. Из-за застоя экономики Аргентина все больше зависела от иностранного финансирования, 97% ее внешнего долга было в долларах.
Обеспокоенные удушающей экономической ситуацией, многие аргентинцы перестали доверять правительству и начали отправлять свои доллары на счета за границу, в частности, в соседний Уругвай.
Поскольку резервы Центрального банка Аргентины сокращались, в середине 2001 года Де ла Руа обратился к Международному валютному фонду (МВФ) за дополнительной помощью, ведя переговоры о реструктуризации долга. Но на фоне нарастающего оттока капитала и экономического коллапса несколько месяцев спустя МВФ решил приостановить выплаты, что привело к еще более сильному оттоку валюты из банков — граждане спешили снять со своих счетов наличные доллары.
В итоге, 3 декабря 2001 года Де ла Руа подписал знаменитый указ, разработанный его влиятельным министром экономики Доминго Кавалло, чтобы попытаться остановить отток долларов. Эта мера, которая вскоре после этого получила название «эль корралито» — буквально «загончик для скота», накладывала ограничения на снятие денег с банковских вкладов. Аргентинцам было разрешено снимать со своих счетов не более 250 песо (или долларов) наличными в неделю, что в то время не покрывало доходы большинства населения. Денежные переводы за границу тоже ограничили.
«Эль корралито» стал последней каплей для населения, которое страдало годами: начались массовые протесты и грабежи, сотни людей толпились у дверей банков, стучали кастрюлями и требовали вернуть им их деньги. Напряжение достигло пика 19 декабря 2001 года, когда Де ла Руа объявил по телевидению чрезвычайное положение. Силы безопасности ответили насилием: с 19-го по 20 декабря в ходе демонстраций погибли 39 человек. Наконец, президент скрылся на вертолете и подал в отставку, положив начало политическому и институциональному кризису, который привел к смене четырех президентов менее чем за две недели.
Это также привело к прекращению паритета между долларом и песо и к «песофикации» депозитов в долларах, что вызвало серьезную девальвацию, приведшую к стремительному росту бедности. Для вкладчиков и инвесторов это стало серьезным ударом по благосостоянию. Потеряли и те, кто держал вклады в песо — из-за обесценивания валюты — и те, у кого были вклады в долларах — их пересчитали в песо. 24 декабря Аргентина объявила дефолт по внешнему долгу на $80 млрд.
В 2019 году Аргентина столкнулась с новым кризисом — инфляция достигала 30-40% в год, а песо мог упасть за день на 30%. Девятый по счету дефолт Аргентины был объявлен в мае 2020 года, когда страна смогла выплатить купонные платежи по своим долларовым облигациям на сумму $503 млн.
Все предыдущие дефолты, в особенности кризис 2001 года, все еще живы в памяти, и люди боятся их повторения. При этом некоторые аспекты экономики сейчас даже хуже, чем были 20 лет назад. Так, бедность затрагивает по разным данным от 42% до половины населения, тогда как в конце 2001 года она составляла немногим более 35%. Сейчас в Аргентине минимум у трех из 10 людей трудоспособного возраста нет работы.
По оценкам Аргентинской конфедерации средних предприятий (CAME), более 40 000 малых и средних предприятий закрылись из-за воздействия коронавируса и длительного карантина, введенного правительством Альберто Фернандеса. Это вдвое больше, чем в период 2001-2002 годов.
К этому добавляется новый долговой кризис. Гигантский кредит, согласованному с МВФ предыдущим правительством Маурисио Макри (был президентом с 2015-го по 2019 год), может привести Аргентину к десятому дефолту в истории.
Инвестиционный стратег «Алор брокер» Павел Веревкин в комментарии Forbes говорит, что есть и другие негативные факторы, влияющие на экономику страны: «Это слабые политические институты, безрассудная макроэкономическая политика, инфляционная спираль и хронический дефицит бюджета. Внешние инвесторы не спешат вкладываться в страну, особенно в условиях общей экономической ситуации, в которой инвесторы стремятся максимально избегать рисков. Точек для внутреннего роста экономики тоже немного».
Кроме того, по мнению Веревкина, единственный конкурентоспособный сектор, обеспечивающий значительную долю экспорта — это сельское хозяйство. Однако, София Егорова, руководитель направления по работе с премиальными клиентами компании «Вектор Икс», уточняет, что сейчас в Аргентине бушует засуха, которая усугубляет кризис в стране.
Как справляются аргентинцы
Из-за того, что в Аргентине цены растут очень быстро и довольно давно, сложилась ситуация, при которой потребители теряют представление о том, какая цена является нормальной. «Внутренний перелет продолжительностью в два часа стоит столько же, сколько месяц обучения в колледже, цена пары кроссовок соответствует минимальной ежемесячной социальной выплате, а новый iPhone можно купить за стоимость полугодовой аренды жилья или дороже», — пишет Bloomberg в доказательство хаоса на аргентинском рынке. Цены на продукты в разных магазинах при этом могут отличаться очень сильно, и, как говорят местные, чтобы купить все по лучшей цене, нужно обойти не меньше 16 магазинов, что для работающего человека не слишком реалистично.
Согласно последнему ежегодному опросу Universidad FASTA, в прибрежном городе Мар-дель-Плата в апреле один и тот же пакет кофейных зерен стоил 200 песо в одном магазине и 500 песо в другом. Такой разрыв более чем втрое больше, чем фиксировали в 2019 году, когда общая инфляция была близка к сегодняшнему уровню. Правительство регулирует цены на некоторые потребительские товары — но в этом случае их может быть сложно найти.
На фоне растущих цен в мае профсоюзы добились повышения зарплат в среднем на 78% в годовом исчислении — это вдвое больше, чем повышение зарплат в прошлом году, и в свою очередь может усилить инфляцию. The Financial Times пишет, что аргентинцам из-за инфляции приходится менять свои пищевые привычки, например есть меньше говядины, заменяя ее курицей или рыбой.
Кроме того, аргентинцы начали увлекаться криптоиграми, которые позволяют зарабатывать деньги с помощью NFT. Это связано с тем, что инфляция снижает стоимость местных зарплат, а цены непрерывно растут. Криптовалюта в целом довольно популярна как инструмент сбережения среди молодых аргентинцев — по данным Americas Market Intelligence, уровень проникновения криптовалюты в стране составляет 12%. Даже на фоне обвала криптовалют, аргентинские криптоинвесторы уверены, что биткоин — стабильнее песо.
Будет ли дефолт
София Егорова считает, что на фоне роста внешнего госдолга, очередной технический дефолт может наступить в Аргентине уже в четвертом квартале этого года. Павел Веревкин дает стране чуть больше времени и утверждает, что дефолт может наступить в 2023 году. Повлияет ли экономическая ситуация в Аргентине на мировую и российскую экономику?
Проблемы на развивающихся рынках могут вызвать цепную реакцию в остальном мире. «После начала «спецоперации»* России на Украине, значительная часть российской экономики оказалась отрезана от мировых финансовых рынков. Тем не менее, падение нашей экспортоориентированной экономики удается смягчить за счет высоких цен на сырье (преимущественно энергоресурсы), — говорит Веревкин. — Пока единственным способом проникновения кризиса «за железный занавес» видится только обвал цен на сырьевом рынке из-за рецессии мировой экономики». Однако эксперт уверен, что аргентинский кризис не в состоянии повлиять на такие значительные процессы.
Егорова напоминает, что Аргентина сотрудничает с Россией по направлениям железнодорожного транспорта, атомной энергетики, добычи полезных ископаемых и оборонной промышленности. Партнерство России и Аргентины она называет стратегическим. Китай, в свою очередь, рассматривает Аргентину как ключевого экономического партнера в Латинской Америке.
Егорова считает, что аргентинский кризис может оказать влияние на Россию: «Он может негативно повлиять на поставки продовольствия и привести к росту цен. Кроме того, из-за проблем в сельскохозяйственном секторе, может снизиться объем минеральных удобрений, поставляемых в Аргентину».
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением», либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.