Главные вызовы для российской экономики — дефицит рабочей силы и низкая мотивация частных инвесторов, заявила Набиуллина. По словам главы ЦБ, проблема с мотивацией россиян на фондовом рынке заключается не в редких инвестициях, а в их нежелании брать на себя ответственность и риск
Нехватка рабочей силы и низкая мотивация частных инвесторов — главные вызовы для экономики России. Об этом, выступая на Гайдаровском форуме, заявила глава Центробанка Эльвира Набиуллина, передает РБК. «У нас два вызова: рынок труда, и мы видим дефицит рабочей силы, и мотивация для частных инвесторов», — отметила Набиуллина.
По ее словам, в профессиональном сообществе бытует мнение о недостаточно часто совершаемых инвестициях, но проблема заключается не в ставках, а в нежелании брать на себя ответственность и риск.
В ходе мероприятия глава ЦБ также предупредила о риске роста мировой инфляции из-за перехода к возобновляемым источникам энергии. «Надо не забывать, что сейчас начинает уже действовать мощный долгосрочный структурный проинфляционный фактор, который называется «энергетический переход», «ESG-переход», — отметила Набиуллина.
Ранее о «нехватке рабочих рук в России» заявлял и Владимир Путин. По его оценке, в работоспособном возрасте находится лишь около 81 млн россиян, и это число необходимо увеличить в ближайшие несколько лет. «Сбережение народа, о котором говорил Солженицын, становится одной из задач и серьезным драйвером роста», — отметил глава государства в декабре 2021 года.
Число молодых работников в России за год — с сентября 2020 года по сентябрь 2021 года — сократилось почти на полмиллиона человек, сообщили 13 января эксперты FinExpertiza, сославшись на данные Росстата. Специалистов в возрасте от 20 до 29 лет стало меньше из-за демографической ямы 1990-х годов и эффекта пандемии: сокращений в пострадавшей от карантинов сфере услуг и оттока мигрантов.
О том, что переход к безуглеродной энергетике бросает вызов экономике России, в конце прошлого года говорил также глава Счетной палаты Алексей Кудрин. «Россия живет неплохо, и то благосостояние, и тот уровень возможностей импорта, который мы осуществляем за счет наших валютных ресурсов, достигнуты не нашей конкурентоспособностью только в технологиях, промышленности и услугах, а добычей нефти. <...> Нам теперь придется в рамках вот этой новой политики заместить в значительной степени, неполностью, еще десятки лет потребуются углеводороды, но частично заместить промышленными товарами и услугами», — заявил он.