«Нуждается в оживлении»: почему «Лента» разочаровала инвесторов
Что случилось?
«Лента» представила разочаровывающие результаты за первое полугодие 2021 года: ее сопоставимые продажи снизились, а выручка почти не выросла — всего +0,5% год к году. Чистая прибыль упала на 42,7%, до 5,4 млрд рублей, а рентабельность чистой прибыли снизилась до 2,5% против 4,3%.
Что это значит?
«Лента» выиграла от пандемии больше остальных — во втором квартале прошлого года, когда власти вводили локдауны и закрывали непродовольственные магазины, «Лента» наблюдала рост продаж непродуктовых товаров. Эти товары приносят более высокую прибыль ретейлерам. Во втором квартале этого года ситуация нормализовалась, и покупатели вернулись к привычному поведению, что и привело к снижению EBITDA, а следом — и чистой прибыли компании, пишет аналитик Sova Capital Артур Галимов в своем отчете (есть у Forbes). Кроме того, в локдаун покупатели просто сметали продукты с полок, а в этом году «Лента» вернулась к традиционным промоакциям и распродажам, что плохо сказалось на ее финансовых результатах.
Посткризисные покупки: к чему приведут слияния торговых сетей и ждать ли новых сделок
Зачем мне про это знать?
Крупным планом
Все ретейлеры переживают небольшой спад потребительского спроса после пандемийного пика, который ведет к снижению маржи. Но, например, X5 Group не разочаровала аналитиков, показав рост выручки на 10,6% и рост сопоставимых продаж на 4% благодаря росту трафика в магазинах, в то время как средний чек упал на 9,3% благодаря нормализации потребительского поведения после локдаунов.
Отчетность «Магнита» пока не опубликована — аналитики ждут роста выручки на 8,8%, а также сильных сопоставимых продаж. «Магнит» тоже растет за счет приобретений, в частности, за счет покупки «Дикси». Аналитики позитивно оценивают это событие, полагая, что сделка позволит «Магниту» увеличить присутствие в Москве с 3,8% до 8,2% и в Санкт-Петербурге — с 9,9% до 17,2%.
Дело времени: почему «Магнит» и «Лента» решились покупать конкурентов именно сейчас
Для инвестора
«Лента» стоит дешево — она торгуется с коэффициентов P/E в 8,9. Для сравнения: ее аналоги, «Магнит» и X5 Group, имеют коэффициент на уровне 15,47 и 19,77 соответственно. Но это не повод покупать ее акции. Компания растет за счет поглощений — в частности, за счет сделки по покупке сетей Billa и «Семья». Это должно добавить компании около 185 000 кв. м торговых площадей из запланированных 200 000 кв. м.
«Таким образом, жизнеспособность стратегии роста «Ленты» во многом должна зависеть от того, насколько эффективно ей удастся интегрировать приобретенные активы и добиться синергии в бизнесе. Но и собственный бизнес супермаркетов «Ленты» (который должен стать платформой для интеграции «Биллы» и «Семьи») далек от совершенства и нуждается в оживлении, как показывают результаты продаж в первом полугодии 2021 года», пишет Галимов. Хотя результаты «Ленты» «обусловлены эффектом высокой базы и инвестициями в рост бизнеса, мы не видим серьезных катализаторов стоимости в ближайшей перспективе», вторят ему аналитики «Атон».