Посткризисные покупки: к чему приведут слияния торговых сетей и ждать ли новых сделок
Не стоит искать «теории заговора» в новостях о покупках в российском ретейле. Приобретение «Магнитом» сети «Дикси», а «Лентой» супермаркетов Billa — это логичное развитие сектора и новый этап консолидации рынка. Если посмотреть на рынки Европы, США, Азии — везде мы увидим высокую консолидацию продуктового ретейла, когда на долю трех-пяти крупнейших игроков приходится от 50% до 80% рынка, в зависимости от степени их зрелости. И если сейчас на долю топ-5 игроков в российском продуктовом ретейле приходится около 30%, то к 2025 году рынок естественным образом шагнет к 40% и выше. При этом, если посмотреть на рыночный расклад в США, Великобритании или Германии, там степень консолидации достигла уровня, когда один крупнейший игрок имеет долю 20-30% — будь то Walmart, Tesco или Edeka. Поэтому и X5 Retail Group, и «Магниту» еще есть куда расти.
Бизнес-модель в ретейле очень чувствительна к эффективности операционных процессов. Если они хорошо отлажены, то далее можно получить очень высокую отдачу от масштаба. Это означает, что все эффективные ретейл-бизнесы стремятся к быстрому расширению своей сети, что в конечном счете ведет к повышению доли на рынке и его консолидации сильнейшими игроками. В этой роли выступают либо исторические лидеры, сумевшие создать масштабный бизнес и получившие доступ к необходимым для экспансии ресурсам; либо новички, предложившие сильную инновационную идею и технологически совершенное решение.
«Магнит» притягивается к X5 Retail Group
Благодаря сделке по покупке 100% бизнеса «Дикси» (конечно, если она получит одобрение ФАС), «Магнит» может одним шагом прирасти почти на 2700 магазинов. Большая часть этих объектов расположена в Москве и Московской области, а также в Санкт-Петербурге и области — регионах с наиболее высокими располагаемыми доходами населения. Здесь у «Магнита» исторически более слабые позиции — сейчас на долю этих регионов приходится менее 15% всей сети. Возможно, что только так и cмог сложиться географический пазл, например, для X5 такая сделка была бы невозможна в силу антимонопольных ограничений.
Притяженья больше нет: зачем владельцы «Дикси» продают сеть «Магниту»
Очевидно, что «Дикси» в последние годы сильно отставала от конкурентов по показателям операционной эффективности, логистической и IT-инфраструктуре — это дает возможность «Магниту» получить синергию при интеграции бизнеса. Выручка «Дикси» за 2020 год позволила бы «Магниту» увеличить свой оборот на 19% по сравнению с 2019 годом, а торговые площади — на 11%. А это означает — сделать большой шаг к своему главному конкуренту X5 Retail Group. Если опираться на данные InfoLine о структуре российского рынка, по итогам 2020-го доля «Магнита» составляла около 9%, в то время как X5 дотянулся уже до 13%. По итогам сделки, «Магнит» мог бы «подпрыгнуть» до 11%, что дает хороший реванш. Цена такой сделки выглядит также оправданной и сопоставимой с текущей оценкой самого «Магнита» (5х EV/EBITDA) по консенсус-прогнозу рынка на 2021 год.
Амбиции «Ленты»
Доля «Ленты» на рынке по итогам 2020 года составляла около 3%, это означает, что сейчас компания занимает нишевое положение, однако важно помнить, что она является частью «Севергрупп» Алексея Мордашова, которому принадлежит еще и онлайн-ретейлер «Утконос». Так что у «Ленты» очень мощные ресурсы и амбиции по дальнейшему развитию.
Покупка 161 супермаркета Billa усилит позиции «Ленты» в Москве. Однако ретейлеру предстоит преодолеть еще массу вызовов, в том числе из-за высокого уровня конкуренции на столичном рынке, в частности в онлайн-сегменте. Тем не менее «Лента» имеет хорошие шансы для удвоения своей доли на рынке к 2025 году в результате как органического роста, так и новых покупок.
«Смотрели все варианты»: зачем миллиардеру Алексею Мордашову убыточные супермаркеты Billa
Впереди новые сделки
Очевидно, что консолидация российского рынка продолжится. Если посмотреть на текущий рейтинг ключевых игроков, располагающихся ниже первой четверки, мы увидим еще массу потенциальных целей для покупок или объединения игроков. При этом новости из сферы M&A все больше будут отражать происходящие глобальные изменения. Традиционные форматы ретейла продолжают уходить с рынка, гипермаркеты теряют долю, уступая дискаунтерам и магазинам у дома. Все более заметным сегментом становится онлайн. Причем, если раньше ретейлеры запускали онлайн-продажи в качестве эксперимента или дополнительного направления бизнеса («Перекресток», «Впрок», «О’Кей», «Азбука Вкуса» и другие), то теперь онлайн-игроки заходят на рынок «офлайн»-розницы, запускают онлайн-платформы, покупают и еще будут покупать нишевых игроков. И речь уже не только о торговых сетях, но и о технологических компаниях, таких как «Яндекс», «Сбер», Ozon, Wildberries и других.
Рынок переживает технологическую революцию в сегменте быстрой доставки благодаря стартап-платформам («Самокат», Igoods и др.). Онлайн в России вполне может уже в ближайшие годы вырасти до 15% рынка с текущих 1-2%. Многое будет зависеть от изменения потребительских предпочтений и возможностей инфраструктуры быстрой доставки. Можно посмотреть на пример компании Hellofresh — немецкого онлайн-игрока, предоставляющего продуктовые наборы и рецепты по приготовлению домашних блюд по подписке. При прогнозе выручки в 2021 году в $6 млрд стоимость его бизнеса оценивается в $15 млрд (для сравнения, стоимость бизнеса «Магнита» — $14 млрд, а X5 Retail Group — $19 млрд, а их выручки на 2021 год прогнозируются на уровне $23 млрд и $29 млрд соответственно). Все дело в темпах роста — именно такие истории будут в ближайшие годы искать инвесторы.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора