В 2020 году россияне из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса, сократили количество командировок более чем на треть. По данным онлайн-сервиса для организации командировок OneTwoTrip for Business, количество деловых перелетов уменьшилось на 17%, поездок на поезде — на 10%. По оценке другого крупного онлайн-сервис для организации поездок, Aviasales россияне совершили на 30-35% меньше командировок, чем в 2019 году.
Почему россияне продолжают летать в командировки, несмотря на пандемию
Zoom против гостиниц
Руководитель сервиса «Авиасейлс для бизнеса» Иван Бойцов подчеркивает, что сокращение командировок в разных отраслях неоднородное, ведь есть сферы, где удаленка просто невозможна. Например, пандемия не повлияла на частоту командировок в строительном и инженерном секторах. Незначительно сократились командировки у людей, занятых в фармацевтике, оптовой торговле и сырьевом секторе. Самое большое падение — у IT- и финтех-компаний, а также в сферах образования и услуг, где число командировок рухнуло на 85-90%. При этом, по данным компании для организации командировок Smartway, количество вахтовых поездок (в основном в нефтегазовом секторе) за год практически не изменилось. Хотя топ-менеджмент нефтегазовых компаний начал отказывать себе в деловых перелетах.
«Пик падения пришелся на апрель-май, когда количество поездок сократилось до 10% от докризисных объемов», — приводит данные глава Smartway Максим Яремко (среди клиентов «Додо пицца», Gett, Revolut и др). По его словам, сейчас объем командировок внутри России составляет 65-75% от показателя 2019 года в зависимости от индустрии. «Полагаем, что восстановление произойдет лишь к третьему кварталу 2021 года, когда на полную заработает вакцинация», — добавляет Яремко.
Один из крупнейших продавцов электроники «М.Видео-Эльдорадо» сократил число деловых поездок своих сотрудников в несколько раз по сравнению с прошлым годом. «Наша структура предполагает минимизацию управленческого персонала. В регионах нет дополнительных административных офисов (только магазины), что в свою очередь подразумевает глубокое вовлечение специалистов центрального офиса в дела регионов, — объясняет представитель пресс-службы компании. — Поэтому в особенно тревожные месяцы весной мы полностью отказались от перемещений, переведя основной пул задач по управлению в онлайн. Сейчас все командировки совершаются, только если есть действительно неотложная бизнес-необходимость и вопрос нельзя решить дистанционно».
В разработчике ПО «СКБ Контур» работает более 8000 человек, филиалы расположены более чем в 70 российских городах. В 2020 году объем поездок сотрудников уменьшился на 71%, а затраты на них снизились на 77%. «В нашем случае сказалась специфика IT-сферы: многие процессы были быстро переведены в онлайн», — комментирует HR-директор «СКБ Контур» Светлана Скользкова. При этом первый квартал 2020 года по количеству командировок не уступал 2019-ому.
Гендиректор коммуникационного агентства PR Partner Инна Анисимова считает, что в будущем часть компаний навсегда откажется от командировок. «Год платного аккаунта в Zoom стоит всего $150, а каждая поездка — это командировочные, отель, перелет и прочие расходы, превышающие стоимость подписки в 2-3 раза», — рассуждает Анисимова.
Номера без вешалок и минибаров: какими будут отели после пандемии коронавируса
На ночь или сразу на неделю
Как пережили 2020 год отели? В Smartway отмечают, что по отельному бизнесу ударило значительное сокращение поездок руководящего состава компаний, что не могло не отразиться на требованиях к уровню отеля и среднем чеке. Самый высокий спрос на отели для командировочных зафиксирован в категории «три звезды» — 36% бронирований, следует из отчета OneTwoTrip. Средняя стоимость за ночь составила 3500 рублей — на 8% дешевле, чем в 2019-ом. За год увеличилась доля бронирования номеров в четырехзвездочных отелях — до 34% (32% в 2019 году). Гостиницы с двумя звездами и ниже бронировали 24% компаний. На пятизвездочные отели пришлось около 6% бронирований.
В 2020 году 54% всех командировочных снимали номер только на одну ночь. Еще 23% бронирований сделаны на две-три ночи, 20% — на четыре-семь ночей. На восемь ночей и более заселялись в отели около 3% командировочных. «Это больше, чем в 2019-м, что можно объяснить обязательным карантином, который весной и летом в некоторых регионах России распространялся на приезжих», — уточняет Никита Булгаков.
«Из всех видов туризма больше всего пострадал именно деловой», — сетует Александр Швейн, президент гостиничной управляющей компании Cosmos Hotel Group. Если судить по городским отелям, основную загрузку которых обеспечивают бизнес-путешественники, то падение спроса он оценивает в два раза, при этом средняя цена не сильно отличается от 2019 года. Тенденция сохранится и в первом квартале 2021 года, небольшое оживление начнется с конца января, надеется Швейн. Он рассчитывает, что по мере роста масштабов вакцинации к лету рынок деловых перевозок вернется к показателям, близким к докризисным.
Пустой дом: как владельцы отелей перестраивают их во время пандемии
Две столицы и Новосибирск
По статистике OneTwoTrip for Business, список наиболее популярных направлений для командировок за год практически не изменился. Первые два места занимают Москва (27% всех авиабилетов и 25% железнодорожных) и Санкт-Петербург (9% и 13% соответственно). В топ-10 авианаправлений также вошли Екатеринбург, Новосибирск, Краснодар, Казань, Сочи, Ростов-на-Дону, Симферополь и Самара.
Популярность Новосибирска для командировочных выросла в два раза за год: в прошлом году город не входил в десятку востребованных у бизнес-путешественников. Популярность Новосибирска можно объяснить транзитной функцией, которую город взял на себя из-за сокращения авиарейсов во время пандемии, предполагает Никита Булгаков: «Перелеты по стране, вероятно, совершались с пересадкой в этом городе».
Билеты в Сочи, Симферополь и Самару в 2020 году подешевели больше других. Например, средняя стоимость перелета до главного курортного города Краснодарского края подешевела на 30%, до 6 000 рублей, в Симферополь — на 18%, до 6 200 рублей, в Самару — на 12%, до 6 900 рублей. «Авиакомпании старались стимулировать спрос с помощью снижения цен на поездки. Полагаем, по этой причине многие отправления в бизнес-целях могли быть совершены по более низкой стоимости, чем в 2019 году», — объясняет руководитель b2b-направления OneTwoTrip.
С прививкой сквозь карантины: как мы будем путешествовать в 2021 году
Удалось заработать
В целом, по данным сервиса OneTwoTrip for Business, средняя стоимость авиабилета в одну сторону в 2020 году составила 9000 рублей — на 5% меньше, чем год назад. Билет на поезд в среднем стоил 2800 рублей, что на 12% дешевле, чем в 2019 году.
У Aviasales в 2019 году средняя поездка обходилась компании в 16 000 рублей, а в 2020 году чек опустился до 11 000. «При этом снижение цен не коснулось направлений, которые обслуживаются одной авиакомпанией, — подчеркивает Бойцов. — Больше всего таких на Дальнем Востоке, в Якутии, на Сахалине и в других регионах восточной части страны».
Парадоксально, но, несмотря на пандемию, некоторым организаторам деловых поездок даже удалось заработать. Например, 2b2-подразделение Aviasales в 2020 году перевыполнило план по обороту почти в полтора раза. Иван Бойцов объясняет это тем, что в пандемию разорились некоторые классические бизнес-тревел агентства и значительная часть спроса переместилась в онлайн.
Smartway в прошлом году увеличил выручку на 30%. «Все больше клиентов задумываются о переходе на онлайн-формат организации командировок, за год количество наших клиентов выросло с 2000 до 2500, стало больше крупного бизнеса, — приводит данные Яремко. — В четвертом квартале мы перешагнули планку в 3000 продаж услуг (билеты и гостиничные номера) в день».