К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

С прививкой сквозь карантины: как мы будем путешествовать в 2021 году

Фото GRZEGORZ MOMOT / EPA / ТАСС
Фото GRZEGORZ MOMOT / EPA / ТАСС
Прошедший год стал серьезным испытанием для индустрии туризма. Закрытие границ, карантин для всех приезжающих, ограничения в работе общественных мест — все это привело к тому, что люди стали путешествовать совершенно иначе. Директор по маркетингу OneTwoTrip Алексей Теплов рассуждает о том, какие новые привычки перейдут с нами в 2021 год и что в целом может ожидать сферу туризма

Одно из самых важных изменений, которое наблюдают турагентства и сервисы по продаже билетов, — значительное сокращение глубины бронирования. Люди боятся планировать поездки на будущее: если прежде многие задумывались о каникулах за два-три месяца, то теперь никто не знает, что произойдет через один. Закроют ли границы, введут ли карантин? Из-за этого россияне стали покупать билеты накануне отъезда, чтобы не сталкиваться в случае чего с процедурой возврата.

По данным OneTwoTrip, осенью 2020-го подавляющее число билетов на самолеты (69%) были куплены максимум за неделю до вылета, а еще 24% путешественников бронируют перелеты не более чем за 30 дней. То есть дальше чем на месяц вперед заглядывают всего 7% россиян. В прошлом году статистика была иная: 15% авиабилетов на осень были забронированы за два-три месяца до вылета, 2% — за четыре-шесть месяцев, а 1% путешественников планировали поездки на полгода вперед. Сегодня многим это кажется фантастикой.

Рост спроса на внутренний туризм

Несмотря на пандемию, люди по-прежнему хотят путешествовать. И раз границы закрыты, растет популярность внутреннего туризма: по данным OneTwoTrip, с июля по ноябрь 2020 года 98% авиабилетов были забронированы по России. Год назад за аналогичный период эта доля составляла 82%.

 

Казалось, что ситуация изменится в августе с открытием границ с некоторыми странами, в том числе с очень популярной у россиян Турцией, однако доля поездок за рубеж выросла незначительно. Одновременно спрос на путешествия по России восстанавливается довольно серьезными темпами: объем проданных авиабилетов осенью 2020-го уже практически сравнялся с позапрошлогодним, а количество железнодорожных поездок составляет 70% от уровня 2019-го.

В Псков, Белгород и Вологду: куда поехать из Москвы на поезде и чем там заняться

 

В 2021 году, скорее всего, ограничения на поездки за границу постепенно начнут снимать, однако мы вряд ли увидим значительный рост спроса на авиабилеты по сравнению с 2019 годом. В августе OneTwoTrip проводил опрос, по результатам которого оказалось, что всего лишь 23,9% путешественников радовались возобновлению авиасообщения с другими странами. Почти 50% туристов ответили, что восприняли эту новость равнодушно, а остальные и вовсе ответили, что это только к худшему.

Самыми популярными направлениями лета стали Сочи, Краснодар и Симферополь. Также вырос спрос на поездки на Алтай, Камчатку, Байкал и в Приэльбрусье. Вероятнее всего, интерес россиян к внутреннему туризму сохранится и в этом году.

Почему внутренний туризм не смог компенсировать операторам потери от пандемии

 

Спрос на внутренний туризм поддерживают государственные меры: в августе правительство выделило 15 млрд рублей на программу стимулирования внутреннего туризма, которую разработал Ростуризм. Все путешественники, которые покупали туры по России с 21 по 28 августа, могли получить кешбэк в размере 15% от стоимости билета и размещения в отеле. Позже программу продлили на период покупки с 20 октября по 5 декабря, а размер кешбэка увеличили до 20%. Причем теперь предлагать кешбэк можно не только через турагентства, но и у агрегаторов. Сегодня средняя сумма кешбэка составляет 3600 рублей.

Авиакомпании тоже заинтересованы в том, чтобы россияне чаще пользовались их услугами, поэтому, пока границы закрыты, стимулируют спрос на билеты по стране. Это видно по ценам: средняя стоимость перелета по России с вылетом в период новогодних праздников в этом году составляет 11 600 рублей, что на 15% ниже, чем в аналогичный период прошлого года. Летом путешествия по России были выгоднее на 20% (средняя стоимость билета в одну сторону составляла 5700 рублей), а осенью — на 22% (4500 рублей за билет в одну сторону).

Тренд на Bleisure

Bleisure (от английского business и leisure) — это совмещение командировки и короткого отдыха, когда к деловой поездке прибавляют выходные или несколько дней отпуска. Исследования показывают, что популярность таких поездок растет в среднем на 20% в год. В России тренд на bleisure появился в прошлом году. По данным OneTwoTrip for Business за январь 2020 года, около 80% всех заграничных командировок российских компаний захватывали также выходные дни, чтобы сотрудники могли устроить себе небольшой отдых. Пандемия приостановила темпы роста таких деловых поездок, но можно быть уверенными, что в следующем году bleisure снова наберет популярность.

Новый год никто не отменял: куда и как россияне полетят отдыхать на зимних каникулах

Дополнительный фактор — переход компаний на удаленный режим работы. Весной и летом многие перебрались на дачи и в загородные дома, а кто-то даже отправился в более теплые регионы. Это привело к тому, что и сотрудники, и работодатели поняли: эффективно работать можно из любой точки мира, а значит, некоторые захотят сохранить такой уровень свободы.

 

Всё онлайн

Во время пандемии на несколько месяцев сфера торговли и услуг почти полностью прекратила свою офлайн-деятельность, и миллионы людей открыли для себя удобство покупок через интернет. Даже с открытием магазинов и торговых центров многие сохранили привычку оформлять все, что только можно, онлайн — и путешествия не стали исключением. По данным Сбериндекса, в ноябре почти 94% авиабилетов россияне покупают через интернет.

Эта привычка с путешественниками надолго, и в 2021 году они продолжат планировать поездки онлайн, где можно выбрать удобные даты отправления, забронировать отель с возможностью бесплатной отмены и найти возвратные билеты — по данным опроса, проведенного в ноябре, ими теперь чаще интересуются 49% россиян. А главное, интернет помогает сохранять комфортную дистанцию: не нужно встречаться с турагентами или ехать в офисы, все необходимые изменения можно внести через сайт, а оплатить — картой.

Wildberries запустит туристические сервисы для путешествий по России

Больше уединения

2020 год ознаменовался новой привычкой — люди держат социальную дистанцию и избегают мест массовых скоплений. И это тоже отражается на путешествиях: по данным OneTwoTrip, крупные города, например Москва и Санкт-Петербург, уже стали менее популярны у туристов. По сравнению с прошлым годом летом и осенью в столицы прибывало чуть меньше гостей.

 

Путешественники стремятся обезопасить себя и выбирают соответствующие этому места проживания. Летом в столице в 45% случаев бронировали четырехзвездочные отели (в прошлом году эта доля составляла 39%), а в пятизвездочных гостиницах останавливались 15% туристов (в прошлом году — всего 4%). Возможно, это связано с тем, что такие объекты размещения способны обеспечить высокий уровень дезинфекции и дистанцирования гостей. В связи с этим в 2021-м сократится популярность хостелов, а вот гостиницы с 4-5 звездами и апартаменты, в которых гости смогут поддерживать свои привычки по соблюдению мер безопасности, будут более популярны.

Еще один показатель желания дистанцироваться и уехать подальше от скоплений людей — возросший интерес к экотуризму. В этом году путешественники стали чаще искать необычные виды размещения в уединенных природных зонах. Популярность Камчатки, Алтая, Байкала возросла. Многие стали присматриваться к экоотелям, глэмпингам и кемпингам, причем выбирают их в отдаленных красивых местах — в лесах, горах, у озер или моря.

Уходящий год показал, как важно быть гибкими и уметь адаптироваться к стремительно меняющимся условиям. Тяга к поездкам и приключениям никуда не делась, а значит, в следующем году нас ждет много интересного.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

 

На Байкале и в кратере вулкана: лучшие горнолыжные курорты России

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+