Почему внутренний туризм не смог компенсировать туроператорам потери от пандемии
Российская туристическая индустрия оказалась одной из самых пострадавших за период пандемии. По данным мониторинга отраслевых финансовых потоков, который ведет ЦБ, объем входящих платежей в отрасли в мае отставал от докоронавирусной «нормы» примерно на 90%, в июне — на 80-90%, к концу июля — на 66%, к концу августа — на 54%. Даже к середине сентября, когда уже открылись несколько зарубежных направлений, отставание от докризисных уровней составляло более 50%.
Рост спроса на внутренних направлениях не смог полностью компенсировать туроператорам выпадающие доходы от прекращения выездного туризма. Например, в прошлом году «TUI Россия» отправила во внутрироссийские туры 40 000 туристов, по итогам 2020-го на внутренние направления компания планирует отправить порядка 150 000 человек, однако даже резкий рост турпотока по России не позволит оператору компенсировать потери от закрытия границ, говорит его гендиректор Тарас Демура. «На 2020 год мы строили план удвоить суммарное число туристов, отправив на отдых порядка 3 млн человек. Этот финансовый год для компании будет убыточным, в связи со снижением количества клиентов выручка туроператора в этом году будет в три раза меньше, чем в 2019 году, и в шесть раз меньше, чем планировали», — уточняет он.
Турпоток в места массового отдыха в России, например в Краснодарский край и Крым, на 30% меньше, чем в 2019 году, рассказывает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. Она указывает, что это вполне объяснимо: сезон в 2020 году из-за связанных с вирусом ограничений оказался на два месяца короче.
При этом, если ориентироваться на данные по покупке билетов, поток самостоятельных туристов, тех, кто не прибегает к услугам туроператоров, уже достиг уровней прошлого года и даже вырос. «Международных перелетов почти нет, но мы уже вернулись на прошлогодний уровень по объему проданных авиабилетов», — говорит операционный директор билетного поисковика Aviasales Антон Байцур. С июня по конец сентября по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество бронирований выросло на 7,4%. Общее число проданных через сервис билетов компания не раскрывает. Среди самых востребованных направлений — Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Симферополь, Краснодар, Анапа, Калининград, Кавказские Минеральные Воды.
По данным Ростуризма, в июле-августе 2020 года юг России посетили более 10 млн человек, из них 6,2 млн — Краснодарский край, 3,35 млн — Крым, более 285 000 — Ставропольский край. Есть регионы, где число отдыхающих уже превысило показатели прошлого летнего сезона: суммарно Алтай (Алтайский край и Республика Алтай) за два месяца посетили около 2 млн человек против 1,8 млн человек летом 2019-го. Более 74 000 человек посетили Бурятию против 64 000 годом ранее.
«Внутренний спрос оказался очень высоким, — отмечает Байцур. — Среди крупнейших стран мира только Россия и Китай смогли выйти на прошлогодние показатели благодаря огромному потенциалу внутренних воздушных линий». По данным исследования компании Skift, которая анализирует глобальные тренды в туристической индустрии, среднее значение Recovery Index составляет 43 (индекс отображает в реальном времени процесс восстановления туристической отрасли после пандемии COVID-19 неделя к неделе, за основу взяты данные прошлого года). У России этот показатель выше среднего — 60.
С какими проблемами столкнулась российская туристическая отрасль в условиях, когда зарубежные направления оказались закрытыми?
Дефицит отелей
«В этом году индустрия пережила несколько потрясений: в конце марта во время подготовки к сезону туроператорам «выключили свет», закрыв границы, а затем внезапно объявили об открытии Краснодарского края и Крыма», — говорит глава туроператора «Алеан» Илья Уманский. По итогам прошлого года «Алеан» отправил на отдых порядка 600 000 туристов, в этом году, по его прогнозу, компания недополучит около 30% выручки. По словам Уманского, дополнительный спрос со стороны туристов вызвал дефицит отелей на массовых направлениях, недостаток кадров в гостиницах и ресторанах, а также рост цен на проживание.
По данным Федерального агентства по туризму, в 2019 году в России насчитывалось 28,3 тысячи коллективных средств размещения (КСР) и более 2,5 млн койко-мест. Илья Уманский указывает на то, что из этого объема лишь 10% отелей и гостиниц имеют «звездность» и их справедливо сравнивать по уровню сервиса с зарубежными отелями. «Этот сегмент традиционно загружен туристами», — говорит он.
«Продажи туров стартовали в июле, и мы сразу зафиксировали значительный всплеск интереса россиян к внутреннему туризму, особенно черноморским направлениям, — говорит генеральный директор «TUI Россия» Тарас Демура. — Тем не менее, уже через три недели активных продаж мы столкнулись с дефицитом сертифицированного жилья, и к концу месяца предлагать было нечего, все было забито на 100%». Из этого следует и еще одна проблема внутреннего туризма — уровень удовлетворенности клиентов. По оценке «TUI Россия», летом 2020-го этот показатель в Сочи существенно снизился из-за ажиотажного спроса и недостатка качественных гостиниц. Частично компенсировать потери в доходе из-за нехватки номерного фонда в России «TUI Россия» помогло открытие Турции в августе.
Ломидзе отмечает, что дефицит был заметен лишь в отелях «четыре звезды» и «пять звезд». Спрос на них был высок среди платежеспособной аудитории, которая вынуждена была искать альтернативу зарубежному отдыху этим летом.
Вместо Альп на пляж: куда и за сколько полетели отдыхать состоятельные россияне
Надежда на чартеры
Чтобы сделать поездки дешевле, а также перераспределить потоки туристов и снизить нагрузку на черноморское побережье, крупнейшие туристические операторы решились на запуск собственных чартерных программ при господдержке. В начале лета вице-премьер Дмитрий Чернышенко на совещании с председателем правительства Михаилом Мишустиным анонсировал открытие более десяти новых чартерных направлений в перспективные с точки зрения туризма российские регионы. В июне директор объединения туроператоров по выездному туризму «Турпомощь» Александр Осауленко сообщал, что Ростуризм планирует выделить на развитие чартерных программ 800 млн рублей субсидий (сумма вдвое больше, чем выделялась в 2019 году). В итоге летом в России появились пакетные туры и чартерные рейсы в Калининградскую область, Бурятию (Байкал), Хакасию, на Алтай. Для запуска собственной чартерной программы туроператору необходимо заключить контракт с авиакомпанией и заказать самолеты, учитывая периодичность вылетов, расстояние и т. д. По оценке АТОР, стоимость одного чартерного рейса может составлять для туроператора от 4 до 6 млн рублей.
Крупнейший туроператор на внутреннем рынке, «Библио-Глобус», с конца июня запустил программу чартерных перевозок в Калининград из Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга — в августе компания увеличила число рейсов с четырех до шести в неделю. «У нас произошел огромный наплыв. Мы принимаем шесть чартерных бортов в неделю: это 1000-1200 туристов, — отмечает представитель туроператора в регионе Татьяна Лисиченко. — Мы готовились к масштабному увеличению, но такого не ожидали. Сегодня практически все места закрыли до конца сентября». С учетом регулярных рейсов, а также самостоятельных путешественников, которые приобретают через «Библио-Глобус» проживание и страховку, число туристов составило более 40 000 за сезон. В целом наплыв туристов в регион вызвал тревогу местных властей. «Заходишь на остров Канта — а там в пять раз больше туристов, — говорил в конце августа калининградский губернатор Антон Алеханов. — Я говорю: «Подождите, не вырос еще газон, отойдите, пожалуйста». То есть это толпы людей с этими селфи-палками и все остальное. Это ужасно. То есть давайте развиваться поступательно. Я еще раз говорю: мы не готовы. Если завтра к нам прилетит не 2 млн 200 000 человек, а все пять, то мы здесь просто... И они не отдохнут. То есть это будет совсем не то впечатление, которое нужно получать от Калининградской области».
100 000 рублей за отель 3*: как Калининград переживает туристический бум
Anex Tour организовал эко-туры в Хакасию, чартерная программа была запущена с конца июля и продлилась до открытия границ с Турцией, ключевым направлением для оператора. «Направление оказалось необычным и малоизвестным для туристов, мы активно работали по его популяризации вместе с Ростуризмом. Однако ожидания от проекта не оправдались», — говорит заместитель гендиректора Anex Tour Яна Муромова. По ее словам, первый борт в Хакасию улетел со стопроцентной загрузкой, по остальным результаты были слабее из-за «специфичности направления и его незнания рынком». Специфичность Хакасии в том, что туристическая инфраструктура (отели, транспорт) в регионе отсутствует, красивая природа — фактически все, что там есть, говорит собеседник Forbes на туристическом рынке.
Зато чартерная программа «TUI Россия» на Байкал оказалась успешной. Первый в истории региона чартер Москва — Улан-Удэ оператор запустил 4 июля. Чартеры летали раз в девять дней до середины сентября. «Несмотря на ограниченный номерной фонд в регионе и инфраструктуру, требующую развития, новое для нас направление хорошо себя показало. Удовлетворенность клиентов, согласно внутренним опросам, была высокой: туристы получали больше, чем ожидали», — говорит Тарас Демура. «При себестоимости авиабилета 30 000 рублей субсидии Ростуризма составляют до 50% — это немало», — уточняет он. Всего за летний сезон-2020 туроператор организовал отдых на Байкале для нескольких тысяч туристов. «Байкал — мечта многих россиян, и в этом году туда можно было отправиться в тур за 30 000-35 000 рублей. Раньше столько стоил только авиабилет», — отмечает Майя Ломидзе.