Мировая экономика переживает экстренное торможение. Больше всего это похоже на то, как тормозят, увидев перед собой препятствие, автомобилисты на скоростной трассе. Одни уже подъехали близко к препятствию и выжимают тормоза, другие еще несутся в отдалении от него, но постепенно приближаются. Им еще не видна преграда, но вскоре затормозить придется и им.
Внезапная остановка
Когда все отправляются на карантин, экономика перестает работать. О масштабах экстренного торможения можно судить по Китаю, где в январе-феврале промышленное производство снизилось на 13,5%, оборот торговли — на 20,5%, а инвестиции — на 24,5%. До уровня в 6,2% выросла безработица. Скорее всего, этот год будет для китайской экономики худшим с 1976 года, когда умер Мао и закончилась «культурная революция».
Сейчас, когда распространение вируса COVID-19 в Китае почти остановилось, тамошние производства постепенно восстанавливаются. Но вирус дошел до Европы и США, и теперь уже там заводы уходят на карантин, а потребители запираются по домам. Поскольку разные страны переживают пик распространения вируса не одновременно, неизбежная в этих условиях мировая рецессия будет распространяться по цепочке, как вирус. Растет безработица в США: за вторую неделю марта число обращений за пособиями выросло вчетверо, до 280 000. Шансы, что в этих условиях глобальной рецессии в 2020 году удастся избежать, равны нулю.
В отличие от обычных кризисов эпидемии одновременно ударяют и по спросу (люди перестают перемещаться и сокращают потребление, а если отправляются в неоплачиваемые отпуска, спрос сокращается еще сильнее), и по предложению (останавливаются заводы, рвутся цепочки поставок). Компании, переживающие такой шок, не могут обслуживать кредиты и платить за аренду, растут риски банкротств заемщиков. Останавливающие производство компании сокращают инвестиционные планы, снижается производительность, у населения и компаний растет пессимизм относительно будущих доходов, а как следствие, спрос сокращается еще сильнее: люди начинают экономить. Таким образом запускается нисходящая спираль спроса и предложения, пишут Лука Форнаро из университета Помпеу Фабра и Мартин Вольф из университета Вены.
Неизбежная рецессия: что будет с российской экономикой после падения цен на нефть и ослабления рубля
Кейс: автопроизводители
Посмотрим на одну из ключевых промышленных отраслей — производство автомобилей. Уже сейчас свои американские заводы временно закрывают General Motors, Ford, Fiat Chrysler, Volkswagen. Азиатские производители (Hyundai, Honda и Toyota) тоже останавливают заводы по всей Европе и в США. Автозаводы в Европе начали закрываться еще раньше, включая Volkswagen — крупнейший промышленный работодатель в Европе с 475 000 сотрудников.
Как снижается спрос во время пандемии, можно видеть на примере Китая. В феврале там из-за распространения вируса закрыли шоурумы, и продажи автомобилей снизились в 5 раз. Производить «впрок» автозаводы не могут из опасений за жизнь работников (у американского Fiat и Ford по двое зараженных вирусом работников, у GM один). Вдобавок у них не хватает комплектующих, производимых в других странах мира. Разрыв цепочки поставок из-за того, что страны уходят на карантин в разное время, грозит и производителям смартфонов.
Как показывает опыт прошлых кризисов, проблемы автопроизводителей часто становятся проблемами государства: им требуется большая госпомощь. Во многом это вызвано большой задолженностью и «отрицательным рабочим капиталом»: автопроизводители рассчитываются со своими поставщиками с большой отсрочкой относительно времени, когда получают деньги у потребителей, и делают небольшие запасы готовой продукции. В результате сумма их краткосрочных долгов превышает величину запасов на складе и текущих поступлений от покупателей. Когда продажи растут, эта финансовая модель приносит компаниям выгоду, но когда продажи резко падают, у них сразу начинаются проблемы. Если у американских, итальянских и французских автопроизводителей рабочий капитал отрицательный, то немецкие работают по менее рискованной модели.
В то же время пандемия открывает новые бизнес-ниши. Возможно, GM и другие автопроизводители в срочном порядке начнут выпускать аппараты для искусственной вентиляции легких. США плохо подготовились к эпидемии, и вентиляторы могут оказаться нужнее автомобилей. Опыт такой переориентации у промышленности есть: в годы Второй мировой войны американские автозаводы выпускали самолеты, танки, армейские грузовики и автоматы.
Меры поддержки
Люди, севшие на карантин, нуждаются в большой государственной поддержке. Основным трендом в этом сезоне, по-видимому, станут прямые выплаты из госбюджета тем, кто временно утратил возможность зарабатывать. Из американского антикризисного пакета в $1 трлн четверть пойдет на прямые выплаты населению. Не заболевшим, а именно всему населению. Ведь прося людей остаться дома, правительство, по сути, сажает на карантин целые отрасли экономики — от кинотеатров и ресторанов до отелей и авиаперевозок. Один из обсуждаемых вариантов— выплатить по $1000 всем взрослым (детям — по $500), есть и предложения увеличить эту сумму вдвое. Денежное пособие облегчит для сидящих на карантине людей возможность покупки продовольствия, оплаты услуг ЖКХ и банковских кредитов, это снизит риски и для финансовой системы.
Аналогичным образом поступит Гонконг: каждый из 7 млн совершеннолетних жителей получит примерно по $1280, на что потребуется около $9 млрд. Выплаты получат и проживающие в стране иностранцы, имеющие разрешение на работу. В Сингапуре выплаты составят $70-210; больше получат семьи с детьми, пожилые и бедняки. В Макао планируется раздавать ваучеры на покупку продуктов и готовой еды на сумму $375. Эта мера поддерживает и потребителей, и ресторанную индустрию, которая по всему миру быстро переориентируется на доставку блюд домой потребителям. Применить аналогичную меру в Великобритании призывает Джим О’Нил, бывший главный экономист Goldman Sachs и автор акронима BRICS. Более традиционный подход у Австралии: выплату в $430 получат 7 млн человек — бедные и пенсионеры.
Альтернативные меры поддержки населения, применяемые разными странами, включают отсрочку по уплате налогов (Исландия), ипотечные каникулы (Италия), заморозку выплат по кредитам (Хорватия). Если, как сейчас ожидается, пик заболеваемости в развитых странах будет пройден в апреле-мае, то это вполне посильные меры: нужно посадить экономику на карантин на один квартал, а затем можно будет постепенно возвращаться к нормальной жизни.
В России более привычна другая парадигма антикризисной помощи: помогать не населению, а крупным компаниям, в первую очередь государственным. Но сейчас нужен другой подход. В условиях России его предложил экономист Чикагского университета и НИУ ВШЭ Константин Сонин: уже в апреле-мае выплатить каждому гражданину однократное пособие в 10 000 рублей, чтобы поддержать совокупный спрос. Цена вопроса — примерно 1-1,5 трлн рублей. В Фонде национального благосостояния есть средства на пять и более таких пособий, а значит, при необходимости эту операцию можно повторить летом. Эту меру, понятное дело, нужно использовать в том случае, если крупные российские города будут вынуждены ввести карантин. Но к этому дело постепенно идет: число зараженных растет, а число смертей от коронавируса в мире приближается к 15 000, по данным на 22 марта.
Обвал, за который заплатят россияне: кто и зачем устроил мировой экономический кризис
Плюсы прямого трансфера по сравнению с адресными мерами господдержки в том, что эта простая мера снижает затраты на пути субсидии к конечному получателю. А альтернативные меры господдержки типа увеличения бюджетных инвестиций помогут не населению, а только госкомпаниям и прочим операторам бюджетных средств.
Вторая важная мера — помощь малому и среднему бизнесу, а также заемщикам, оказавшимся в затруднительной ситуации. Предпринятые на данный момент в этом направлении меры явно недостаточны. 20 марта ЦБ рекомендовал банкам реструктурировать кредиты заемщиков с коронавирусом, обещав не начислять на них штрафы и пени и разрешив банкам не формировать по таким кредитам повышенные резервы. Но сейчас под угрозой не только кредиты заболевших заемщиков. Трудности возникнут у большинства заемщиков, вынужденно оказавшихся на карантине. Если карантин буде введен во всех крупных городах, эти «кредитные каникулы» придется серьезно расширить.
Аналогичная мера нужна для поддержки малого и среднего бизнеса, особенно работающего в сфере услуг. Компаниям необходимо платить налоги, аренду и зарплаты, в то время как поток доходов у них сильно сократился. Вполне в силах государства 1) отправить малый бизнес на налоговые каникулы, 2) разрешить на время борьбы с вирусом не платить взносы во внебюджетные фонды компаниям, которые, несмотря на сокращение доходов, платят своим сотрудникам зарплаты, 3) предоставить налоговые льготы арендаторам, временно освобождающим малый и средний бизнес от арендной платы. Временно перестать взимать аренду нужно и в случаях, когда арендодателем является государство (муниципалитет).
Понятно, что такие льготы не могут быть долгосрочными. Но эти шаги позволят населению и бизнесу выдерживать «социальную дистанцию», не допустив при этом экономического коллапса. А бюджет за последние годы накопил достаточно, чтобы позволить себе антикризисную терапию. Если на то, чтобы побороть зловредный коронавирус, нужно, как в Китае, 3-4 месяца, то бюджет эти меры вполне выдержит.