Красная стрела: как Борис Ротенберг готовит нового пилота «Формулы-1» из России
В гонках «Формулы-1» пока отметились лишь три пилота из России: Виталий Петров, Даниил Квят и Сергей Сироткин. Похоже, четвертым готов стать Роберт Шварцман из Санкт-Петербурга. Его отец Михаил Шварцман, совладелец крупной сети цветочных магазинов, потратил на карьеру сына €5 млн, а в 2016-м для талантливого гонщика нашелся спонсор — Борис Ротенберг и его автоспортивный проект «СМП Рейсинг». Forbes рассказывает, как Роберт Шварцман оказался в «Феррари» и когда он поедет в «Формуле-1».
Сделано в Италии
Роберт Шварцман впервые сел за руль карта в 4 года, с пяти начал участвовать в соревнованиях. Вскоре стало понятно, что для серьезных результатов гоняться нужно много и регулярно. Ни в Петербурге, где рос Роберт, ни в соседней Финляндии, куда часто выезжал с отцом, организовать постоянную практику было нереально — климат не тот.
Идеальная страна для начинающего пилота — Италия: много трасс, много команд, а погода позволяет гоняться круглый год. Туда Шварцман-старший и решил перевезти сына: «Роберт был настолько погружен в автоспорт, что вопрос о другом пути его развития даже не стоял. Мы просто делали все, что требовалось для его карьеры».
Получив вид на жительство для себя и сына, Михаил Шварцман устроил Роберта в городке Спилимберго на северо-востоке Италии, где жил его близкий друг, и вернулся в Россию. Мальчик остался под присмотром няни и механика. Родители приезжали, особенно часто — отец, но центром жизни семьи был Петербург.
«С 9 лет я жил один в Италии, — вспоминает Роберт. — Пошел в местную школу с товарищем по картингу. Мы оба говорили по-английски, так что он слушал, что рассказывали учителя на итальянском, и переводил мне. Так продолжалось пару месяцев, а дальше я освоил язык».
Практически все время, что оставалось от учебы, Роберт тратил на гонки. Сначала были картинговые чемпионаты, потом младшие «Формулы» и много-много тестов. Все это оплачивал отец. «Карьера Роберта много лет была основной статьей расходов нашей семьи», — объясняет Михаил. А доход ему приносил цветочный бизнес.
Михаил Шварцман занимается цветами с ранних 1990-х: начинал с оптовой торговли, позже одним из первых на рынке опробовал концепцию цветочных супермаркетов и взялся за промышленное производство букетов. Сейчас Михаил совладелец (вместе с отцом) крупной розничной сети «Цветоптторг» — 56 магазинов в Петербурге. В 2018-м суммарная выручка основных компаний Шварцмана (головной ООО «Флора Телеком» и торгового оператора ООО «Дизайн Карго») превысила 600 млн рублей.
На первый карт для сына Шварцман потратил около $3000: раму пришлось везти из Германии в разобранном виде, иначе она не помещалась в багажник. Дальше расходы только росли. «Я как-то прикидывал, что в общей сложности потратил около €5 млн, — говорит Михаил. — Ну, а как иначе? Проехать картинговый чемпионат на топ-уровне, то есть в хорошей команде, с крутыми механиками и т.д., стоит €300 000 — €500 000. Один день формульных тестов — от €10 000. А чем больше тестов, тем лучше результат в гонках. Сезон в «Формуле-3» — от €1 млн, в «Формуле-2» — раза в два дороже. Если бы я заранее знал, через что нам придется пройти и сколько это будет стоить, я бы хорошенько подумал, ввязываться в эту историю или нет. Но когда Роберт начинал, я не представлял масштаб расходов, а потом было уже поздно менять стратегию — у него слишком круто все получалось».
Михаил Шварцман полностью финансировал карьеру сына до 2015 года, в 2016-м нашелся заинтересованный спонсор.
План «перехват»
Совладелец «СМП Банка» и многолетний подрядчик «Газпрома» Борис Ротенберг любит гонки. Любит настолько, что в 2013-м основал программу развития российского автоспорта. Бюджет «СМП Рейсинг» не разглашается — Борис Ротенберг как-то назвал его «засекреченной информацией». Но, к примеру, провести на конкурентном уровне сезон в чемпионате по гонкам на выносливость (WEC) в топ-классе LMP1 стоит от €2 млн, а команда SMP Racing в сезоне 2018/19 выступала на специально разработанных прототипах BR1, что в разы увеличивает расходы.
Одно из основных направлений деятельности «СМП Рейсинг» — поддержка молодых российских гонщиков. Так в «Формулу-1» попал Сергей Сироткин: его место в «Уильямс» на 2018 год обошлось структуре Бориса Ротенберга в $15 млн. Сейчас в программе участвуют 20 пилотов разного возраста, в 2016-м одним из них стал Шварцман. Роберт так успешно провел сезон-2015 в «Формуле-4» (41 гонка, 3 победы и 17 подиумов), что в «СМП Рейсинг» не могли этого не заметить.
Впрочем, у Шварцмана был и другой вариант продолжения карьеры. В 2015-м российским пилотом интересовался «Мерседес». «Мы встречались в Берлине с их скаутом, — рассказывает Михаил Шварцман. — Они предлагали покрыть часть расходов, но настаивали на переходе в «Формулу-3», а это колоссальный скачок. Роберт еще не был к этому готов. Да и в целом до конкретики тогда дело не дошло. Обычно предметные переговоры ведут осенью, а летом мы договорились с Борисом Романовичем».
Шварцман и Ротенберг на тот момент уже были знакомы — пересекались на гонках, но летом 2015-го встретились по другому поводу. Вопрос сотрудничества с программой «СМП Рейсинг» возник «между делом», вспоминает Михаил, и тут же решился — положительно. В 2016-м, когда Роберт выступал в «Формуле Рено 2.0», «СМП Рейсинг» оплачивал часть расходов, а затем полностью взял на себя финансирование пилота.
Плотное расписание
«Совсем не успеваю читать», — признается Роберт Шварцман, описывая свой график. Зимой в гонках перерыв, но это не значит, что пилот в отпуске.
Только в декабре 2019-го Шварцман успел в Абу-Даби завершить сезон в «Формуле-3», слетать на церемонию Autosport Awards в Великобританию, поработать на базе Ferrari в Маранелло, заехать в Монако, чтобы получить трофей за чемпионский титул, еще раз оказаться в Италии, где Роберт живет, провести тесты в Испании и, наконец, приехать в Россию на спонсорское мероприятие.
При этом Шварцман не прекращает тренировки. «В первую очередь для гонщика важна верхняя часть тела: руки, грудная клетка, шея. То, чем рулишь, и то, что испытывает перегрузки», — объясняет Роберт. С таким насыщенным расписанием времени не хватает даже на сон — досыпать приходится в самолетах.
Но суета бесконечных переездов забывается, когда доходит до главного — гонок. В вслед за успехами в картинге пришли победы в гонках с открытыми колесами. 2018-й принес Роберту чемпионское звание в Toyota Racing Series, сезон-2019 — титул в «Формуле-3». Это самый представительный молодежный чемпионат на планете. Его победителями в разные годы были Ален Прост, Льюис Хэмилтон и молодой пилот «Макларена» Ландо Норрис.
«Многие молодежные чемпионаты — это моносерии: почти одинаковые автомобили, минимум настроек, — объясняет бизнесмен Александр Смоляр, чей сын тоже участвует в младших «Формулах». — Один из основных ресурсов для победы в таких условиях — эффективно использовать резину. Шины Pirelli не принимают агрессивного стиля вождения, очень быстро изнашиваются. И Роберт смог тонко прочувствовать этот момент, подстроиться под особенности машины и выиграть «Формулу-3» в дебютный сезон. Это большое достижение». По итогам 2019-го популярный ресурс Formula Scout назвал Шварцмана самым перспективным молодым пилотом мира.
Шварцман может стать для России тем же, чем Шумахер стал для Германии, а Хэмилтон — для Великобритании, считает владелец маркетингового агентства Totally New Promotion Макс Коррадо. «У Роберта большой медийно-коммерческий потенциал, — говорит Макс. — Он приятный парень, грамотно общается с прессой, бодро ведет соцсети. Из Шварцмана можно и нужно делать звезду-селебрити, чья популярность выходит за пределы спорта. Это привлечет внимание спонсоров и болельщиков — и к нему, и к российскому автоспорту в целом».
Так, успехи голландца Макса Ферстаппена (пилот «Ред Булл Рейсинг» занял 3-е место в чемпионате-2019. — Forbes) вернули интерес местных компаний и публики к «Формуле-1». В 2020-м Нидерланды спустя 35 лет примут этап Гран-при, и организаторы уже получили больше 1 млн заявок на билеты.
Первый русский
В 2020-м Щварцман поедет в «Формуле-2», а это последняя ступень перед «Формулой-1». Решение о переходе на следующей гоночный уровень менеджеры «СМП Рейсинг» принимали совместно с «Феррари»: осенью 2017-го Роберт стал пилотом Ferrari Driver Academy — первым из России. Помогли связи «СМП» — проект несколько лет сотрудничал с «Феррари» в гонках на выносливость, и блестящее резюме Роберта.
«В 2019-м я работал на симуляторе Ferrari много дней. Надеюсь, в следующем году будет еще больше, — описывает Шварцман учебный процесс. — Плюс у нас было четыре коротких сбора с другими гонщиками из академии. Один в центре Рима — с футболом и бассейном, другой — зимний — в горах, на лыжах. Такой тим-билдинг».
Обучение, проживание и частично перелеты Шварцману оплачивает «Феррари». Кроме того, итальянцы компенсируют часть расходов («меньшую часть», уточняет источник в «СМП») на выступление Роберта в «Формуле-2». Сезон в команде Prema Racing будет стоить больше €1,5 млн.
Напарником Шварцмана станет его «сокурсник» по академии «Феррари» Мик Шумахер. Сын Михаэля. Никакого пиетета к коллеге Роберт не испытывает. «Мик такой же, как и был. Я давно его знаю», — признается Шварцман. Роберт и Мик ровесники и с детства соперничали друг с другом, попадая в одни и те же чемпионаты. В немецкой «Формуле-4» 2015 года впереди был россиянин. В европейской «Формуле-3» сезона-2018 Мик взял реванш. Теперь Шумахер и Шварцман вновь окажутся вместе — и в одной команде.
Конкуренция за место
Сезон-2020 станет во многом определяющим для молодых пилотов. По сути, «Феррари» уже сейчас выбирает, кто продолжит карьеру в «Формуле-1» в 2021-м или 2022 году. Одно в место в команде занято. Шарль Леклер, попавший в «Ф-1» через программу развития «Феррари» и «Формулу-2», завершил чемпионат-2019 на 4-м месте и продлил контракт до 2024 года. А вот у партнера Леклера — четырехкратного чемпиона мира Себастьяна Феттеля — соглашение истекает в 2020-м. И, судя по результатам (5-й в сезоне-2019) и комментариям руководства, шансов удержаться в «Феррари» у Феттеля не так много. Занять его место мечтают и Шварцман, и Шумахер. И еще десятки пилотов.
«Высока вероятность, что Шварцман поедет в «Формуле-1», — считает Александр Смоляр. — Если успешно проведет дебютный сезон в «Формуле-2». На первых тестах Роберт проявил себя хорошо». Макс Коррадо соглашается: «В Феррари» верят в гонщика Шварцмана».
Шанс у Роберта действительно есть. В 2020 году «Формула-2» переходит на колесные диски нового размера (18-дюймовые вместо 13-дюймовых), а это практически обнулит опыт предыдущих сезонов — а значит, дебютантам «Ф-2» будет проще сражаться с более опытными участниками.
Выиграть «Формулу-2» в год дебюта — сложная, но осуществимая задача. Это уже делали чемпионы «Формулы-1» Нико Росберг и Льюис Хэмилтон. Последний пример — британец Джордж Расселл из молодежной программы «Мерседеса». С первой попытки став чемпионом «Ф-2» в 2018-м, он перешел в команду Williams «Формулы-1».
Шварцман способен повторить этот путь. Наиболее вероятный сценарий в таком случае — место в одной из дочерних команд Ferrari. Сейчас это Alfa Romeo и Haas. Так что при условии равных результатов Шварцмана и Шумахера в «Формуле-1» могут оказаться оба претендента. А Феттель получит еще один «прощальный» сезон, пока «Феррари» будет сравнивать Роберта и Мика в «Ф-1». Чтобы к 2022 году сделать окончательный выбор.
Роберт уже сейчас вовсю готовится к «Формуле-1». В начале 2019-го с ним занимался первый в истории российский гонщик «Ф-1» Виталий Петров, помогал советами и другой экс-пилот первой «Формулы» Мика Сало. В академии серьезное внимание уделают психологической подготовке: учат управлять своим эмоциональным состоянием. «Если ты вялый и недостаточно собранный, нужно вспомнить ситуацию, когда кипел адреналин, — объясняет Роберт. — Я могу вспомнить какие-то острые сражения в картинге — пульс тут же подскочит».