Новая искренность: как Льюис Хэмилтон стал самым успешным пилотом «Формулы-1»
«Ну почему вы так мало пишете о Николь и Льюисе?» Так звучал один из самых популярных комментариев на сайтах о гонках и музыкальных порталах в 2008 году. В начале того года недавний дебютант «Формулы-1» Льюис Хэмилтон начал встречаться с солисткой поп-группы The Pussycat Dolls Николь Шерзингер. Роман повысил узнаваемость обоих.
Пара познакомилась в ноябре 2007-го на церемонии награждения, устроенной телеканалом MTV. Шерзингер была там в числе выступающих, Хэмилтон объявлял победителя в одной из номинаций. На тот момент в активе Льюиса был один сезон в «Формуле-1», в котором он едва не стал чемпионом.
За два этапа до конца Хэмилтон обеспечил себе такой отрыв от соперников, что лишить его титула могло только чудо. Чудо случилось. Льюис настолько хотел победить досрочно, что вылетел с трассы и похоронил свои шансы. В общем зачете британец остался вторым, но для болельщиков Хэмилтон надолго занял первое место в списке любимцев. Бескомпромиссный стиль пилотирования и не поддающееся законам физики умение ездить в дождь сделали из 22-летнего дебютанта героя в первый же год в чемпионате. Болельщики быстро поняли: в «Формуле-1» появилась большая звезда. Forbes объясняет, как Хэмилтон добился статуса самого высокооплачиваемого и популярного гонщика в мире.
Вернул гонкам зрелищность
Льюис Хэмилтон оказался тем героем, который смог вернуть «Формуле-1» былое величие. Годы доминирования Михаэля Шумахера сформировали стойкий стереотип о скучности «Формулы-1». Чемпионат был предсказуемым, гонки выигрывались на пит-стопах, а реальная борьба на трассе происходила пару раз в год.
Хэмилтон показал, что такое по-настоящему яркие гонки. В отличие от Шумахера Льюис часто ошибался — а затем зрелищно исправлял свои ошибки, прорываясь сквозь пелотон и совершая невозможные обгоны. Пока другие пилоты рассчитывали оптимальную стратегию и подгадывали время пит-стопов, Хэмилтон уничтожал шины, но обгонял в борьбе — чтобы упустить позицию в боксах, а потом снова кинуться вперед.
Зрители к такому не привыкли. Льюиса считали неуравновешенным, чересчур агрессивным — но он был интересен публике. Даже ошибающийся Хэмилтон образца 2007-2008 годов влюбил в себя миллионы фанатов по всему миру. А вскоре он перестал ошибаться.
Помогло и то, что Льюис оказался первым в истории темнокожим пилотом «Формулы-1». Международный спорт давно привык к расовому разнообразию, но для консервативных и ультрадорогих автогонок это стало заметным явлением. Возможно, самая «белая» спортивная дисциплина на планете оставалась вотчиной европейцев благодаря дороговизне участия. И уже не важно, что на деле Хэмилтон был квартероном, родившимся в Великобритании. Для болельщиков (а затем и спонсоров) было важно другое. Льюис — первый чернокожий чемпион в истории автогонок.
Изменил стиль одежды пилотов
Феномен Хэмилтона становится еще более удивительным, если знать, где он начинал карьеру. McLaren — одна из самых консервативных команд в чемпионате мира. Здесь до блеска начищают полы в перерывах между заездами, заставляют своих гонщиков ежедневно бриться, коротко стричься и застегивать верхнюю пуговицу рубашки — эти пункты на полном серьезе прописаны в контрактах пилотов.
Во многом из-за этого индивидуальность Хэмилтона по-настоящему проявилась уже после ухода из McLaren — когда Льюис перебрался в Mercedes AMG. Здесь понимали, с кем имеют дело, и не стали накладывать на звездного пилота серьезных ограничений. Льюис не подвел.
Сейчас Хэмилтон носит серьгу в ухе, то и дело меняет прически, иногда заплетает афрокосички и регулярно щеголяет в пестрых носках — прямо под гоночным комбинезоном. В мире «Формулы-1» так не делает никто. Причина в том, что весь гардероб пилотов подчиняется требованиям спонсоров команды. Рекламодатели определяют цветовую гамму и дизайн-код болидов, комбинезонов и форменных рубашек, и не дай бог кто-то его нарушит. За исключением Хэмилтона
Стоило Льюису перейти в Mercedes, как у пилота тут же появилась индивидуальная кепка. Позднее Хэмилтон признался: дизайн разработал он сам. Ему так не нравился стандартный вариант, в котором ходят гонщики, что британец лично адаптировал головной убор под свой стиль. Сейчас так же делает другой чемпион «Формулы-1» финн Кими Райкконен, а команды, наконец, перестали заставлять своих гонщиков выглядеть как братья-близнецы.
Позднее Хэмилтон рассказал, что создал собственную модель кроссовок, но подробности не раскрыл. Возможно, Льюис готовится к карьере дизайнера после завершения выступлений в «Формуле-1». Сейчас у Хэмилтона контракт с Tommy Hilfiger: британец официально числится послом бренда. До этого Льюис частенько злил своего предыдущего модного спонсора Hugo Boss тем, что появлялся на публике в одежде других марок. Особенно Хэмилтону приглянулся Александр Вэнг: гонщик даже познакомился с модельером лично и нередко появлялся на показах коллекций Вэнга. За это Льюису никто не платил.
Стал героем светской хроники
Это может показаться странным для болельщиков футбола, баскетбола или единоборств, но Льюис Хэмилтон — первый по-настоящему гламурный гонщик в истории «Формулы-1». Ни один пилот до него не посещал модные показы, не носил дизайнерских вещей и не становился постоянным героем светской хроники. Льюис изменил представление о гонщике «Формулы-1» как о роботе за рулем.
Хэмилтон с удовольствием участвует в фотосессиях для глянцевых журналов, регулярно появляется в одежде от кутюр и встречается с известными моделями и певицами. После романа с Николь Шерзингер Льюис больше не афишировал свои отношения. Таблоиды сделали это за него. В списке подружек гонщика в разное время оказывались фотомодели Винни Харлоу и Барбара Пэлвин, певицы Ники Минаж и Рианна. По крайней мере, так писала пресса.
Но главное — это увлечение музыкой. Практически с самого дебюта в «Формуле-1» Хэмилтон не оставляет попыток запустить музыкальную карьеру. Льюис играет на гитаре, поет и читает рэп. Британский композитор и певец Angel, написавший для гонщика несколько песен, утверждает, что у Хэмилтона очень чистый вокал — вот только услышать его могут далеко не все. По неизвестным причинам Льюис не выпускает свои песни.
Еще будучи в McLaren Хэмилтон записал целый альбом из 12 треков. По словам самого гонщика, это композиции в разных жанрах, преимущественно хип-хоп и ритм-н-блюз. На вечеринках Льюис иногда исполняет песни из собственного репертуара, однако в студийном качестве публике не доступна ни одна. По слухам, контракт на выступления в «Формуле-1» препятствует полноценному выпуску альбома — и Хэмилтон просто ждет, когда гоночная карьера закончится и он сможет целиком переключиться на музыку.
Стал символом честной борьбы
Начав карьеру в «Формуле-1», Хэмилтон очень органично принялся исправлять репутационные перекосы чемпионата. Два великих чемпиона-предшественника, Михаэль Шумахер и Фернандо Алонсо, придерживались принципа «победа любой ценой». При необходимости они могли выбить соперника с трассы, пожаловаться на него судьям или потребовать беспрекословного подчинения от партнера по команде. Для тех, кто следил за чемпионатом годами, такое поведение превратилось в норму. Хэмилтон ее изменил.
Из года в год Льюис требовал, чтобы у его напарника был равный с ним статус, отказываясь от привилегий первого номера. На трассе Хэмилтон вел себя жестко, но очень корректно: ни разу за всю карьеру британец не дал повода заподозрить себя в нечестной игре. Намеренно подставить кого-то под удар, нарушить правила, чтобы получить преимущество — такое просто не могло прийти ему в голову.
Особенно ярко контраст проявился в контексте жалоб на соперников и на погоду. Пока другие чемпионы вроде Себастьяна Феттеля или того же Алонсо ныли о том, что круговые их не пропускают, а условия на трассе в дождь «чересчур опасны», Хэмилтон рвался в бой, подгонял других пилотов и никогда не срывался на тех, кого опережал на круг. Зрители видели: этот парень на 100% любит гонки и хочет гоняться в любых условиях.
А еще Льюис не забывал о болельщиках. Если Шумахер с Алонсо в темных очках проскальзывали мимо толп фанатов, то Хэмилтон подходил и принимался раздавать автографы. Первые слова Льюиса после каждой его победы — это благодарность болельщикам за то, что они пришли на трибуны. Поначалу зрители недоумевали: еще никогда их не благодарили просто за то, что они смотрят «Формулу-1». Немного привыкли к этому только сейчас — когда на счету у Хэмилтона больше 70 побед в Гран-при.
Во многом благодаря этому в список персональных спонсоров Льюиса Хэмилтона входят Monster Energy, Puma, IWC, Sony и Bombardier. А на каждый Гран-при чемпион приезжает на мотоцикле MV Agusta, и это тоже часть спонсорского пакета.
Показал свою индивидуальность
Одна из главных претензий болельщиков к «Формуле-1» звучит так: гонщиков превратили в политкорректные манекены, которые не отличить друг от друга. Если почитать интервью пилотов хотя бы пять Гран-при подряд, станет очевидно — спортсмены раз за разом повторяют заученные фразы, навязанные отделом по работе со спонсорами.
На фоне такого однообразия настоящая личность Хэмилтона сверкает еще сильнее. Возможно, Льюис не самый интересный человек на планете. Но среди лакированных персонажей «Формулы-1» британец единственный, кто вызывает отклик у зрителей.
Иногда это доходит до мелочей. К примеру, гонщики традиционно вылезают из машин в шлеме — намного удобнее снимать шлем, будучи вне тесного кокпита, чем расстегивать ремешки, стукаясь локтями о стенки болида. Хэмилтон это заметил. Теперь он единственный пилот в чемпионате, кто снимает шлем внутри автомобиля. В результате зрители видят его лицо и настоящие эмоции, когда он вылезает наружу и отмечает победу с механиками.
Сейчас Льюису 33 года. По подсчетам Forbes он зарабатывает $51 млн (из них $9 млн — на рекламе) в год и занимает второе место по количеству чемпионских титулов за всю историю «Формулы-1». Но не это главное. С той любовью к гонкам и безграничному уважению к «Формуле-1» Хэмилтон мог бы финишировать в хвосте пелотона и все равно привлекать спонсоров и болельщиков. Зрителей не обманешь. Они чувствуют настоящее.