В 2018 году в «Формуле-1» должен появиться новый гонщик из России — 22-летний москвич Сергей Сироткин. По сведениям российского издания F1News, пилот подписал контракт с Williams — одной из самых старых и успешных (в прошлом) команд «Формулы-1». В активе Williams семь чемпионских титулов и девять кубков конструкторов, последний из который выигран в 1997 году. Команда уже давно не претендует на победы, но остается в группе середняков и регулярно набирает очки.
Сироткин сможет стать третьим в истории призовым пилотом «Формулы-1» из России. С 2010 по 2012 год в чемпионате мира участвовал Виталий Петров, с 2014 по 2017 год — Даниил Квят. Сейчас оба спортсмена потеряли места в «Ф-1» из-за слабых выступлений. На что может рассчитывать в чемпионате Сироткин и какую роль в его трудоустройстве сыграл миллиардер Борис Ротенберг, президент FIA Жан Тодт и владельцы «Формулы-1» — в материале Forbes.
Кто платит за Сироткина
Сергей Сироткин не смог бы попасть в «Формулу-1» без спонсорской поддержки «СМП Рейсинг» — так называется программа поддержки российских гонщиков. Ее основал миллиардер Борис Ротенберг, занимающийся банковским и девелоперским бизнесом. На сайте подконтрольного Ротенбергу СМП Банка «СМП Рейсинг» значится в качестве аффилированной организации, но точная структура владения этой компанией до конца не ясна.
По словам источника Forbes, ранее сотрудничавшего с «СМП Рейсинг», «в банке Ротенберг зарабатывает, в гонках — тратит». Финансовая модель «СМП Рейсинг» действительно не предусматривает получения прибыли. На протяжении последних лет эта организация оплачивает присутствие россиян в автоспорте: на деньги «СМП Рейсинг» функционируют команды в чемпионате мира по гонкам на выносливость, Формуле V8 3.5 и других гоночных сериях. Эта же структура содержит собственный чемпионат для начинающих пилотов: первенство получило название «СМП Формула-4», один из этапов является гонкой поддержки для Гран-при России «Формулы-1» в Сочи.
Отдельная статья бюджета — спонсорство российских пилотов, выступающих в различных чемпионатах по всему миру. К примеру, в 2017 году «СМП Рейсинг» оплатила провальную кампанию Михаила Алёшина в американской серии IndyCar. Россиянин занял 19-е место и был уволен до завершения сезона. Параллельно компания Ротенберга финансирует выступления Сергея Сироткина в европейских гонках. На деньги «СМП Рейсинг» москвич провел два полных сезона в молодежном первенстве GP2 — эта серия считается последней ступенью на пути в «Формулу-1». В 2015 и 2016 годах Сироткин занимал третье место в этом чемпионате, а сезон-2017 провел в качестве резервного гонщика команды Renault в «Ф-1». При этом на бортах автомобилей Renault появились наклейки SMP Racing.
За возможность провести полный сезон в команде Williams компания Ротенберга заплатит британскому коллективу $15 млн. Об этом независимо друг от друга сообщили канадская газета Le Journal de Montreal, британский еженедельник Autosport, немецкое издание Motorsport-Total и российский F1News. В пресс-службе «СМП Рейсинг» проигнорировали вопросы Forbes, коммерческий директор «СМП Рейсинг» также не ответил на вопросы.
Польский вопрос
В своих интервью Сергей Сироткин не раз говорил о том, что надеется попасть в основной состав «Ф-1» вместе с Renault. Тем не менее французы предпочли другого пилота. В этот момент и возник вариант с Williams. Британский коллектив рассчитывал подписать контракт с польским гонщиком Робертом Кубицей, но не был уверен в своем выборе. В 2011 году Кубица попал в страшную аварию, которая лишила подвижности его правую руку и едва не привела к ампутации. Роберт потратил несколько лет на выздоровление: долгое время казалось, что вернуться в «Формулу-1» с такими травмами у него не получится.
Тем не менее в 2017 году Кубица начал планомерно готовиться к возвращению в чемпионат. Поляк провел серию тестов, в ходе которых показал свою способность полноценно управлять машиной. Камбэк Кубицы мог бы стать главным сюжетом «Ф-1» в следующем сезоне и рождественской сказкой в этом году — как история несгибаемого духа и невероятного упорства. К тому же возвращение Кубицы было мечтой тысяч любителей «Формулы-1» по всему миру: многие болельщики помнят его невероятные гонки 2008-2010 годов.
Чтобы оценить реальную скорость Кубицы после травмы, Williams пригласила его на тесты вместе с Сироткиным. По сути, Сергей выступал в роли ориентира, время которого Кубица должен был перекрыть. К всеобщему удивлению оказалось, что поляк едет медленнее россиянина.
«В Williams не испытывали Сироткина прежде, — рассказал гоночный журналист и комментатор Уилл Бакстон в эфире британского Sky Sports. — И вот они приглашают его на тесты и видят: у парня есть темп на длинных отрезках, у него есть хорошая квалификационная скорость, он отлично умеет объяснять инженерам нюансы поведения машины, и, кстати, у него есть $15 млн в течение двух лет — то есть за два года выступлений Сироткина команда сможет заработать $30 млн».
В последние 10 лет Williams, в принципе, ориентируется на пилотов со спонсорским бюджетом — так называемых рента-драйверов, рассказал Forbes собственный источник в паддоке «Формулы-1». Среди них иногда встречаются действительно быстрые гонщики — как, например, Вальттери Боттас, дебют которого оплатили финские компании Wihuri и Kemppi. Впрочем, в большинстве случаев единственным козырем рента-драйверов остаются деньги. Примеры бывших пилотов Williams Пастора Мальдонадо и Бруно Сенны показывают, что такие гонщики не могут закрепиться в чемпионате без денег и теряют место, как только спонсоры перестают платить.
В конце этого года у Williams оказалось два денежных претендента на место. «СМП Рейсинг» пообещала заплатить за Сироткина $15 млн, в то время как в активе Кубицы была польская нефтяная компания Lotos с $7 млн. Несмотря на разницу в суммах, Кубица оставался кандидатом №1, так как команда верила, что Роберт поедет быстрее. Очное сравнение сыграло против поляка: у Williams остались сомнения в том, что покалеченный гонщик будет стабильно выдерживать серьезные физические нагрузки «Формулы-1».
Сейчас у гоночного коллектива мало спонсоров, а неравномерное распределение призовых от администрации «Формулы-1» не позволяет команде рассчитывать на такие же бюджеты, как у Ferrari или Mercedes AMG. Нынешний пилот Williams Лэнс Стролл также попал в команду благодаря деньгам: отец канадского пилота Лоренс Стролл платит британскому коллективу $25 млн в год только за то, чтобы Лэнса не увольняли независимо от его результатов. В таких условиях выбор команды в пользу более богатого пилота смотрится обоснованным.
При чем здесь FIA и гонка в Сочи
Наличие Гран-при России в календаре «Формулы-1» и дружба президента FIA Жана Тодта с главой Российской автомобильной федерации (РАФ) Виктором Кирьяновым помогли Сироткину получить преимущество над Робертом Кубицей. Для руководящих спортом FIA и FOM (Formula One Management — компания, которой принадлежит «Формула-1») Россия выглядит более перспективным рынком, чем Польша: в настоящий момент польские спонсоры никак не представлены в чемпионате, а страна не принимает у себя Гран-при. В это же время у России есть «Сочи Автодром», а также несколько активных спонсоров, среди которых банковская группа ВТБ (финансирует Гран-при России) и «Лаборатория Касперского» (поддерживает Ferrari). Неслучайно в качестве альтернативного кандидата для Williams СМИ называли Даниила Квята.
Дополнительным доводом в пользу Сироткина стали его выступления в серии GP2. Сейчас этот молодежный чемпионат проводится под брендом «Формула-2», а все коммерческие права принадлежат той же компании FOM. Осенью 2017-го руководитель «Ф-2» Бруно Мишель провел несколько встреч с президентом FIA Жаном Тодтом и главой «Ф-1» Чейзом Кэри. На этих встречах Мишель требовал от FIA большей помощи в развитии чемпионата. Босс «Формулы-2» заметил, что за последние годы в «Формулу-1» начали все чаще брать гонщиков из других серий — к примеру, из «Формулы-3» или кузовного первенства DTM. Такой тренд ослаблял позиции «Ф-2» и подрывал репутацию этого чемпионата как «кузницы кадров» для «Ф-1».
Как стало известно Forbes от источника, знакомого с ходом переговоров, Жан Тодт обещал Мишелю и Кэри надавить на команды «Формулы-1», чтобы те более активно нанимали выходцев из GP2/«Ф-2». Отчасти из-за этого Тодту не понравилось, что Williams ведет переговоры с Кубицей: по сведениям знающих ситуацию источников, 71-летний президент FIA даже назвал 33-летнего поляка пенсионером. Вскоре в прессе появилась информация, что в Williams готовы отказаться от сотрудничества с Кубицей и предпочесть Сироткина.
Жан Тодт лояльно относится к бизнес-интересам Бруно Мишеля в том числе благодаря тому, что одним из ключевых игроков в «Формуле-2» является его сын Николя Тодт. Француз руководит одной из команд этого чемпионата, а также работает менеджером нескольких пилотов «Ф-2». Таким образом, сильное положение «Формулы-2» в международной гоночной иерархии создаст все условия для процветания личного бизнеса Николя Тодта.
Гонщик с мешком миллионов
Широкая публика узнала о Сергее Сироткине в 2013 году: в 17 лет он выступал в юниорской серии Формула-Renault 3.5. Летом 2013-го менеджеры Сироткина пообещали команде-аутсайдеру «Формулы-1» Sauber сотни миллионов евро от российских спонсоров — при условии, что команда зачислит Сергея в основной состав. Среди будущих спонсоров назывались Государственный фонд развития Северо-Запада РФ, Международный фонд инвестиционного сотрудничества и Национальный институт авиационных технологий, который возглавлял отец гонщика Олег Сироткин.
Контракт был подписан, но ни один из спонсоров так и не пришел. В результате Сироткин остался без места в «Ф-1», а заодно получил репутацию денежного мешка. В автоспорте всегда настороженно относятся к подобным пилотам. Принято считать, что гонщик, единожды заплативший за свои выступления, обречен искать спонсоров до конца карьеры. Разорвать порочный круг очень сложно. После 2013 года Сироткин провел несколько сильных сезонов в молодежных формулах, но шлейф той истории тянется за ним до сих пор.
Чтобы отделаться от ярлыка рента-драйвера, Сергею придется показывать выдающиеся результаты. Такая вероятность существует. На стороне Сироткина минимальные ожидания, а также слабый напарник Лэнс Стролл. Впрочем, даже разгром канадского пилота не гарантирует Сироткину будущего в «Формуле-1» — репутация Стролла слишком плоха, чтобы победа над ним считалась серьезным достижением.
На момент написания статьи команда Williams не подтвердила подписание контракта с Сироткиным. По сведениям издания CircusF1, менеджмент Кубицы смог сорвать заключение договора с Сироткиным: якобы представители Роберта пообещали Williams $7 млн не за полный сезон-2018, а только за первые семь этапов чемпионата. Если команду устроит скорость и выносливость Кубицы, то Роберт сможет сохранить место до конца года. Если же поляк выступит ниже ожиданий, Williams получит право уволить Кубицу и заменить его на Сироткина — без финансовых потерь.
Какой вариант выберет команда, пока неясно. В одном можно быть уверенным: деньги Ротенберга наверняка помогут Сироткину попасть в «Формулу-1», а говорить о том, что Сироткина взяли исключительно за скорость, будет неправильно. Если бы Williams действительно смотрела только на талант пилота, место получил бы Паскаль Верляйн: молодой, но уже проверенный в «Формуле-1» гонщик, в резюме которого два сильных сезона в чемпионате мира. Увы, солидной спонсорской поддержки у немца нет. Только когда в Williams поняли, что не смогут заработать денег на Верляйне, команда переключилась на других кандидатов.
Прямо сейчас Сироткин выглядит гибридом Петрова и Квята: у Сергея есть бюджет, как у первого россиянина в «Ф-1», и скорость, как у второго. В теории это делает москвича самым перспективным пилотом из России на данный момент. В то же время наличие спонсора ставит Сироткина в уязвимое положение — ведь если Борис Ротенберг по какой-то причине решит прекратить финансовую помощь Williams, то Сергей с высокой вероятностью потеряет место в чемпионате. Впрочем, пока Ротенберг исправно платил всем командам, так что у Сироткина есть по крайней мере два сезона, чтобы проявить себя.