Тайны икорного короля: Forbes впервые рассказывает историю самого загадочного московского ретейлера
Чем ближе новогодние праздники, тем больше людей терпеливо ждут у прилавков в небольших московских магазинах «Красная икра». В этом году очереди длиннее, чем раньше, ведь потребление красной икры в России в 2019-м выросло на 22%, по данным исследовательской компании GfK. Потребителей становится больше, но формат сети, насчитывающей более 110 магазинов в Москве и ближайшем Подмосковье, не меняется. На двух десятках квадратных метров умещаются холодильники и прилавок, за ним, как правило, две бойкие продавщицы в униформе, за их работой собственник наблюдает с помощью видеокамер. В магазин могут протиснуться одновременно не больше 10–15 человек. На фирменной красно-желтой упаковке указано: изготовитель — ИП Борисик.
Кто этот индивидуальный предприниматель, сумевший заслужить доверие потребителей и составить конкуренцию крупным московским ретейлерам?
Сахалин — Владивосток — Москва
Восемнадцатого марта 2019 года наряд Росгвардии прибыл на московскую продуктовую базу «Очаково» по вызову напуганных сотрудников офиса сети «Красная икра», куда за полчаса до этого нагрянули с проверкой сотрудники ФСБ и Налоговой службы. Два крепких росгвардейца в бронежилетах уверенным шагом проследовали в магазин, но, увидев у коллег разрешение на обыск, через пару минут ретировались, сели в патрульную машину и умчались. «Зрелище было очень неприятное, печальное: люди в масках, жилетах, еще и с телевидения понаехали», — вспоминает один из очевидцев этого эпизода Дмитрий Менщиков, член правления дальневосточной рыбной компании «Тунайча» (поставщик ИП Борисик). Силовики застали в офисе и самого основателя сети. «Отвернули камеры видеонаблюдения, все компьютеры, машинки для денег, документы погрузили в ящики и увезли, — рассказывает другой очевидец. — После этого компании пришлось купить все новое, чтобы работать в прежнем режиме и дальше».
К вечеру несколько федеральных телеканалов рассказали, что учредителя сети «Красная икра» компанию «Сахалин рыба» подозревают в неуплате налогов и участии в сомнительных финансовых операциях. На самом деле связанной с Борисиком компании «Сахалин рыба» не существует, хотя она указана на официальном сайте сети «Красная икра». По данным «СПАРК-Интерфакса», совокупная выручка контролируемых Александром Борисиком компаний «Сахалинская рыба 1», «Сахалинская рыба» и ООО «Икра» составила в 2018 году 600 млн рублей.
О такой всероссийской славе Александр Борисик и не мечтал. Он вырос в Южно-Сахалинске, где с юных лет занимался предпринимательством. «Из его ровесников выбиться в люди тогда могли только дети сахалинской администрации, а Саша — уникум, таких у нас мало, — рассказывает его давний знакомый. — Борисику еще не было и двадцати, когда он начал торговать разливным пивом». «Начинал в 1997 году, — уточняет Борисик в разговоре с Forbes, — сначала поставил несколько пивных кегов под зонтиком, на палатку тогда не было денег. Бизнес быстро рос: сначала пять палаток, потом пятнадцать, к пиву добавил закуски, которые закупал у местных рыбоперерабатывающих предприятий». Как-то директор одного из них предложил 25-летнему Борисику торговать его продукцией во Владивостоке, но продажи в приморской столице не пошли. Тогда Борисик решил продавать там сушеную и копченую корюшку и камбалу. Позднее он открыл на окраине города свое первое производство и стал рыбопромышленником.
Отец Александра Павел Борисик, много лет проработавший в Южно-Сахалинском УВД, в конце 1990-х оставил службу и занялся бизнесом с известным на Сахалине предпринимателем Рашитом Латыповым. По словам знакомого Александра Борисика, отец не помогал сыну развивать бизнес. Весной 2001 года местная пресса сообщила, что в сахалинском поселке Троицкое совершено двойное убийство. Жертвами стали 49-летний предприниматель Рашит Латыпов и его 51-летний заместитель Павел Борисик. На месте убийства правоохранительные органы обнаружили стреляные автоматные гильзы калибра 5,45 мм.
Борисик и Латыпов были совладельцами сахалинской компании «Ойл-Сервис Ко», по данным «СПАРК-Интерфакса». Возможно, это трагическое событие в Троицком и определило предельно закрытый стиль ведения бизнеса, характерный для Борисика-младшего.
Во Владивостоке сахалинский предприниматель проработал восемь лет: вялил и коптил рыбу, закатывал в банки икру, организовывал доставку небольших партий в Москву и Подмосковье. «Он точно уловил момент, предложив жителям Московского региона покупать дикую нераскрученную рыбу (нерку, навагу и другую) прямиком с Дальнего Востока», — говорит Дмитрий Менщиков.
В марте 2009 года Борисик отправил контейнер красной икры и рыбы в Москву и поехал договариваться с федеральными сетями о поставках. «Мы предлагали поставлять качественную продукцию, но закупочные цены были невыносимые», — вспоминает он. Предприниматель поселился в гостинице «Измайлово» и начал сам продавать икру на московских рынках. «Если во Владивостоке я мог отдать товар и приехать за деньгами даже спустя месяц, то в Москве нужно было забирать деньги сразу», — рассказывает предприниматель о главных различиях в ведении бизнеса в Москве и Приморье. Доходило и до кулачных боев, в которых боксер-любитель Борисик отстаивал свои интересы. «Хорошо, что умею быстро бегать и драться. Это было тяжелое время в моей жизни, когда-нибудь в старости я напишу об этом книгу», — говорит он.
Со временем его бизнес становился цивилизованнее — икра от Борисика начала продаваться в безымянных продуктовых магазинчиках в Москве и Подмосковье, а затем и в собственных. Первый магазин «Красная икра» ИП Борисик открыл в Москве в том же марте 2009 года на территории продовольственной базы «Очаково», сейчас сахалинский предприниматель практически полностью арендует ее под склад-холодильник.
«До Александра никто не предлагал потребителям дикую рыбу, — рассказывает один из его знакомых. — У него был продукт действительно настоящий, дальневосточный, а не семга, выращенная на искусственных кормах. И наценка у него всего 20–25%, а не 60%, как в больших сетях. Отсюда и успех».
На рынке в середине 2000-х годов гремели крупные бренды, такие как «Меридиан», «Санта Бремор», «Мирамар», «Рок-1», рыба продавалась большей частью импортная. Борисик обещал в рекламных материалах «очень индивидуальный подход к каждому клиенту». Предприниматель лично отбирал товар и договаривался с поставщиками, наматывая десятки тысяч километров на перелетах из Москвы на Дальний Восток и обратно. «Когда меня спрашивали, есть ли в ассортименте семга или форель, я отвечал, что второсортной рыбой не торгуем, — рассказывает Александр Борисик. — «Красная икра» продает исключительно дикую рыбу, на Дальнем Востоке такой всего 20 наименований — из них и пытаемся сделать что-то вкусное».
Продажа у него шла настолько хорошо, что несколько дальневосточных промысловых компаний даже хотели разом отказаться от сотрудничества с «сахалинским спекулянтом». «Из зависти, — объясняет один из предпринимателей. — Но все же решили этого не делать — Борисик обеспечивал регулярные закупки и платил в срок». «Он на рыбзаводе сам на конвейере продукцию отбирал: эта подходит, а эта нет, — рассказывает другой дальневосточник. — Все закатывали икру по ГОСТу с консервантами и содержанием соли 4–6%, что увеличивает срок годности почти до года, Борисик — по ТУ с вдвое меньшим количеством соли, это практически малосольная икра со сроком годности 60–90 дней». Даже технологии производства на своих предприятиях по переработке Борисик никому не доверяет. «Я единственный технолог, собственник сети, директор и учредитель», — перечисляет он.
Битвы конкурентов
Осенью 2014 года основателя сети «Красная икра» ждал неприятный сюрприз. Борисик, открывший московским покупателям формат специализированного рыбного «магазина у дома», впервые столкнулся с прямым конкурентом. Четвертого сентября рядом с метро «Ленинский проспект» начал работать небольшой торговый павильон с незамысловатой вывеской «Икра. Рыба» (позже стал частью торговой сети под брендом «Рыбсеть») с ценами на 10% ниже, чем у Борисика.
Владельцем новой точки был предприниматель и рыбак с большим опытом Сергей Бондаренко. Он окончил мореходку, служил на промысловых судах старшим механиком и помощником капитана. В 1990-е начал собственный бизнес: занимался грузоперевозками, рыбным промыслом и переработкой. В 2014-м Бондаренко поручил своему директору по развитию Полине Кировой создать фирменную сеть магазинов. «Летом 2014 года США объявили санкции, Бондаренко позвонил с Камчатки и сказал, что нам нужна своя розница», — вспоминает Полина Кирова, ныне совладелица компании «Рыбсеть». За месяц она нашла несколько хороших помещений под новые магазины с высоким трафиком. На тот момент у Борисика работало несколько десятков магазинов в Москве и Подмосковье, где продавались икра, рыбные консервы, свежемороженая рыба, морской гребешок, мясо краба.
Розничный рынок морепродуктов оказался диким, а конкуренция жесткой, признается Кирова. Собственники «Рыбсети» пытались познакомиться с Александром и все обсудить. Но Борисик общаться отказался. Отказался он и от контактов с рыбопромышленным гигантом «Меридиан», который хотел договориться о сотрудничестве. У сахалинского предпринимателя уже был собственный производственный план.
Двадцать первого декабря 2015 года Ольга Вячеславовна Борисик обратилась в Москомархитектуру за градостроительным планом земельного участка в поселении Воскресенское в Новой Москве. По документам, она запланировала построить на участке предприятие по переработке и фасовке рыбной продукции и склад-холодильник общей площадью 2200 кв. м. После проведения публичных слушаний префектуры Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы одобрили проект. В администрации Воскресенского Forbes сказали, что рыбоперерабатывающее предприятие в поселении работает с 2017 года.
Александр Борисик считает свое подмосковное производство небольшим: «Основное и наиболее мощное производство у нас во Владивостоке, а здесь продукция частично фасуется и распределяется. Например, сушить рыбу во Владивостоке практически невозможно, особенно летом — слишком влажный климат». В Воскресенском также производят рыбные пельмени и закатывают икру в банки.
2017 год для «Красной икры» стал знаковым не только благодаря запуску собственного производства в Воскресенском. Борисику удалось нарастить сеть в Москве и Московской области с 60 до 95 магазинов. За год выручка только одной из контролируемых им структур, ООО «Сахалинская рыба», выросла почти в четыре раза, с 121 млн рублей до 443,8 млн рублей, по данным «СПАРК-Интерфакса».
Успех сахалинского предпринимателя не остался незамеченным. В том же 2017 году Ассоциация производственных и торговых предприятий рыбного рынка направила письма руководителю Федеральной налоговой службы Михаилу Мишустину и министру финансов Антону Силуанову, в которых просила обратить внимание на «снижение финансовой прозрачности рыбного рынка и его ухода в серую зону». В качестве примера ассоциация привела «Красную икру» — квазисеть, по мнению авторов письма, состоящую из магазинов различных ИП, которыми управляет другой ИП с упрощенным льготным режимом налогообложения. «Крупные игроки отрасли и «Красная икра» работают в неравных условиях, — утверждает Светлана Федосеева, генеральный директор торгового дома «Меридиан», входящего в Ассоциацию предприятий рыбного рынка. — С учетом всех расходов, налогов, логистики и наценки сетей у нас никогда не получится таких же розничных цен. У Борисика они всегда на 60% ниже».
В декабре 2019-го продолжалась налоговая проверка в отношении «Красной икры» и аффилированных с ней структур. ФНС устанавливала происхождение товара и пыталась доказать факт занижения выручки. «В деле есть следы уголовного преступления, а именно неуплата налогов, — рассказал Forbes источник в ФНС. — Сумма претензий может составить сотни миллионов рублей». Весенние обыски ФСБ в магазинах и на складах «Красной икры» связаны именно с этим, подтверждает он. Официально ФНС ход проверок не комментирует. Борисик уже знает об окончании проверки и говорит, что адвокаты «Красной икры» готовят претензию о пересчете налогов за период, который изучали налоговики.
Сейчас на сайте borisik.ru размещены адреса всего 19 действующих магазинов. По словам основателя, «около 60 магазинов работают под ИП Борисик, остальные — франчайзинговые». Сколько всего магазинов в сети, он не говорит. По данным картографического сервиса 2GIS, в Москве и Подмосковье 113 филиалов сети «Сахалин рыба». Среднемесячная выручка одного специализированного рыбного магазина в Москве в высокий сезон может составлять 1,5–2 млн рублей, оценивает совладелица «Рыбсети» Полина Кирова, тогда как совокупный годовой оборот ИП Борисик (без франчайзинговых точек) превышает 1 млрд рублей.
- Сумерки гипермаркетов: почему Metro Сash & Carry сдает позиции в России и меняет форматы
- Магазины без будущего: куда и почему уходят гипермаркеты
Двадцать шестого июня 2019 года на странице магазинов «Красная икра» в Instagram появилась запись: «Пришло время представить Вам основателя «Сахалин рыба» и сети магазинов «Красная икра». Это Борисик Александр Павлович». Текст был иллюстрирован двумя фотографиями с рыбалки, на них очень довольный своим уловом человек, похожий на английского актера Джейсона Стейтема. Среди первых комментариев — вопрос «Когда у вас появится оплата картой?». В ответ было обещано завершить «процесс модернизации» до конца года.
Сейчас Борисик ведет переговоры о покупке крупного подмосковного производства, детали он не раскрывает. Запуск интернетпродаж «Красная икра» пока откладывает. «Мы не можем гарантировать качественную доставку замороженной рыбы на дом, да и экономической необходимости в этом пока нет. Магазины работают неплохо», — объясняет предприниматель. В ближайшие полтора-два года в Москве и Подмосковье он планирует открыть еще около 200 фирменных магазинов, а также выйти на рынок Санкт-Петербурга. «Прессинг со стороны налоговой и ФСБ отнимает много времени, — признается Борисик. — Если бы не проверки, я давно бы уже... Поверьте, у меня грандиозные планы».