Возникший в последнее время информационный фон вокруг электронных сигарет и другой высокотехнологичной никотиновой продукции усилил мифологизацию этой индустрии. Отношение государственных органов разных стран к этой категории продуктов радикально разнится: от граничащей с истерикой политической критики в США до полной благожелательности властей в таких странах, как Великобритания, Канада или Новая Зеландия. Во многом эта дискуссия носит политический характер: слишком стремительно новая индустрия начала развиваться на устоявшемся веками табачном рынке.
Первый прототип электронной сигареты появился в 2003 году, когда китайский фармацевт Хон Лик решил бросить курить при помощи никотиновых пластырей. Пластырь не мог полноценно утолить его потребность в никотине, и Хон Лик придумал и запатентовал электронную сигарету, которая содержала жидкость с никотином и имитировала процесс курения.
Главное отличие электронной сигареты от обычной — отсутствие процесса горения табака, в ходе которого выделяется около 4000 различных веществ, в том числе вредных для здоровья человека. Во время затяжки температура горящего табака в сигарете может достигать 850 оС. В электронных сигаретах отсутствует процесс горения, содержащаяся в электронной сигарете жидкость нагревается при температуре 200-300 оС, выделяя аэрозоль с никотином, но не дым.
За последние 15 лет в мире появилось множество модификаций систем доставки никотина. В зависимости от конструкции сейчас можно выделить три основных вида:
вейп-системы, использующие жидкость, в которой, как правило, содержится никотин, пропиленгликоль и глицерин; эти системы делятся на открытые (устройства, куда жидкость нужно наливать самостоятельно) и закрытые (— использующие сменные картриджи, уже заправленные жидкостью производителя);
изделия с нагреваемым табаком, используемые с системами доставки никотина;
комбинированные изделия, используемые с системами доставки никотина и состоящие из двух или более наполнителей, где хотя бы один из которых содержит никотин.
Отношение к вейпингу в разных странах неодинаково. В США толчком для беспрецедентной критики стала вспышка загадочных легочных заболеваний и смерть нескольких человек. И хотя департамент здравоохранения штата Нью-Йорк заявил, что в продуктах для вейпов, которые люди покупали на черном рынке, обнаружены высокие концентрации ацетата витамина Е, способного вызвать заболевания дыхательных путей, под ударом оказалась вся легальная индустрия. Не помогли аргументы бывшего главы американского Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) и ярого противника вейпинга Скотта Готлиба, который сообщил, что наиболее вероятные причины новой болезни «связаны с нелегальными продуктами каннабиса». Но, как говорится, ложечки нашлись, а осадок остался: власти штата Нью-Йорк распорядились временно запретить ароматизированные электронные сигареты, а Федеральная служба США по надзору за продуктами и лекарствами начала разрабатывать проект закона об их жестком регулировании.
В других странах регуляторы придерживаются прямо противоположной позиции, расценивая электронные сигареты как менее опасную для здоровья замену «традиционному» курению. Служба общественного здравоохранения Великобритании констатировала, что вейпинг «как минимум на 95% менее вреден, чем курение сигарет», и сделала переключение курильщиков на электронные сигареты своим стратегическим приоритетом для снижения курения в стране. Схожая позиция у правительства Канады, которое на своем официальном сайте открыто рекомендует курильщикам переходить на вейпинг. Еще дальше пошли власти Новой Зеландии: летом 2019 года Минздрав этой страны анонсировал общенациональную кампанию в поддержку вейпинга и создал официальный сайт по продвижению электронных сигарет среди взрослых курильщиков.
В России пока работает привычка семь раз отмерить и взвесить все «за» и «против»: отдельного законодательного регулирования рынка инновационных никотиновых продуктов практически не существует. Тем временем этот рынок активно развивается и обещает бурный рост. По данным Всероссийского научно-исследовательского института табака, махорки и табачных изделий (ВНИИТИ), с 2011 по 2016 год объем рынка инновационной никотинсодержащей продукции в РФ в денежном выражении вырос более чем в 4 раза, с 5,4 млрд рублей до 23,2 млрд рублей. А уже по итогам 2018 года этот показатель оценивается в 40 млрд рублей. По оценкам Euromonitor, такие темпы роста сохранятся — к 2023 году российский рынок СДН, вейпов и систем нагревания табака увеличится еще в 5 раз и составит примерно четверть от сегодняшних объемов продаж обычных сигарет.
В России рынок представлен как крупными табачными компаниями, которые начали диверсификацию бизнеса, так и независимыми производителями, сумевшими завоевать устойчивые позиции на мировом рынке. Новая растущая категория, безусловно, нуждается в регулировании, и в первую очередь в обязательных технических требованиях к качеству продукта. Однако если опираться не на эмоции, а на сухие факты, то в отношении большей части вейп-продуктов верен как минимум один постулат: они действительно выделяют существенно меньше токсичных веществ, чем обычные сигареты. В 2018 году ВНИИТИ провел сравнительное исследование содержания канцерогенов в дыме традиционных сигарет, электронных систем доставки никотина (ЭСДН, то есть вейпах) и электрических систем нагревания табака (ЭСНТ). Исследование проводилось по заказу Евразийской экономической комиссии, и его результаты могут лечь в основу будущего технического регулирования новой категории электронных никотиновых продуктов на территории Евразийского экономического союза.
Сотрудники ВНИИТИ с помощью специальных курительных машин собрали аэрозоль ЭСДН и ЭСНТ и на высокочувствительном оборудовании с помощью газовой и жидкостной хроматографии и масс-спектрометрии изучили содержание никотина и девяти ключевых канцерогенов в пяти марках обычных сигарет, системах нагревания табака и вейпах закрытого и открытого типа. Всемирная организация здравоохранения выделила девять наиболее опасных для здоровья веществ, которые содержатся в сигаретном дыме: монооксид углерода, формальдегид, ацетальдегид, акролеин, табачные специфические нитрозамины NNN и NNK, бензол, 1,3-бутадиен и бензпирен. Исследование показало следующие результаты: в большинстве образцов новых продуктов (ЭСДН закрытого типа со сменными картриджами и электрических системах нагревания табака) было отмечено снижение уровня всех упомянутых токсичных веществ на 80-95% по сравнению с обычными сигаретами.
Менее надежный результат показали открытые вейп-системы с перезаправляемым баком, куда можно заливать жидкость. При тестировании устройства на максимальной мощности в выделяемом аэрозоле обнаружен монооксид углерода на уровне, сопоставимом с обычными сигаретами. Для открытых вейп-систем характерен еще один риск. В них могут использоваться жидкости сомнительного происхождения (в том числе произведенные и купленные на черном рынке) и неизвестного состава.
Эти факты заслуживают внимания при анализе этой категории и говорят о том, что к регулированию вейп-индустрии необходим дифференцированный подход. Однако в оценке рисков и возможностей новой индустрии важно ориентироваться на прикладные научные исследования, а не мифы и непроверенные сенсации.