Utair, входящая в пятерку крупнейших авиакомпаний России, в 2018 году понесла чистый убыток в размере почти 22 млрд рублей. Ее краткосрочные обязательства превысили оборотные активы почти на 75 млрд, а чистые активы оказались в минусе на 30,6 млрд рублей. В декабре компании пришлось допустить просрочку выплат процентов по семилетним кредитам. Об этом говорится в аудиторском заключении EY, подготовленном для компании.
«Перечисленные факторы указывают на наличие существенной неопределенности, которая может вызвать значительные сомнения в способности группы продолжать свою деятельность непрерывно», — указывают аудиторы.
«Это фраза из заключения внешнего аудитора, который в соответствии со стандартами аудиторской деятельности обязан сделать такую оговорку в связи с тем, что процесс реструктуризации финансового долга не был завершен на 31 декабря 2018 года», – заявил в свою очередь президент Utair Павел Пермяков. По его словам, перевозчик «получает стабильную прибыль от операционной деятельности» и все полеты намерен совершать по расписанию. «Приостановление обслуживания части долга в декабре 2018 года отразилось на финансовых результатах прошлого года, но на текущую бесперебойность полетов не влияет. В 2019 году Utair меняет график платежей по долгам, чтобы вернуться к положительным финансовым результатам», — сказал президент компании.
Кредиторы не одобрили реструктуризацию долга Utair
Проблемы Utair
В заключении отмечается, что основной причиной финансовых проблем авиакомпании стали убытки прошлых периодов, которые Utair получила в результате кризиса 2014-2015 года. Рост цен на авиатопливо в 2018 году и конкурентное давление на доходные тарифы ухудшили положение перевозчика. Прошлый год Utair закончила с убытком в размере 22 млрд рублей по МСФО.
По состоянию на 31 декабря 2018 года кредиторы «не предоставляли авиакомпании письма-отказы от права требования досрочного исполнения обязательств по возврату непогашенных кредитов и займов и причитающихся сумм процентов на срок не менее 12 месяцев после отчетной даты». Задолженность Utair по таким кредитам и займам составила 65,9 млрд рублей. Она была классифицирована как краткосрочная и подлежит рефинансированию или реструктуризации, уточнили в компании.
Дорогое небо. Авиабилеты дорожают из-за роста цен на керосин
Компания в рамках новой финансовой модели попросила кредиторов списать около 40% своего долга, сообщила 25 марта газета «Ведомости» со ссылкой на источники. Представитель Utair тогда на запрос газеты не ответил. «Я не знаю, что планирует Utair - мы не планируем списание задолженности, потому что задолженность хорошо обеспечена», — заявлял Герман Греф, глава Сбербанка – одного из кредитов Utair.
Сбербанк и ВТБ могут забрать Utair для создания регионального авиаперевозчика