Сбербанк и ВТБ могут забрать Utair для создания регионального авиаперевозчика
В качестве одного из вариантов создания Сбербанком и ВТБ регионального авиаперевозчика может стать использование под эти цели авиакомпании Utair — четвертой по величине авиакомпании России. Как сообщают «Ведомости» со ссылкой на три источника в банках и человека, близкого к руководству Utair, обсуждается вариант конвертации в акции авиакомпании долга перед Сбербанком. В общей сложности Utair должна госбанку около 30 млрд рублей (около половины всех долгов компании перед банками), причем часть из этих средств Сбербанк предоставил перевозчику напрямую, а часть — в составе банковского синдиката.
Собеседники «Ведомостей» отмечают, что вариант с конвертацией долга в акции — не единственный, с Utair могут просто заключить соглашение о перевозках. Перевозчика под проект могут выбрать в рамках конкурса, претенденты на роль региональной авиакомпании есть и помимо Utair, говорят источники издания. В Сбербанке и Utair отказались от комментариев, в ВТБ заявили, что «банки рассматривают различные варианты, модель еще прорабатывается, поэтому преждевременно комментировать какие-либо детали».
Сейчас крупнейшими акционерами Utair является «дочка» НПФ «Сургутнефтегаз» «АК-Инвест» (50,1%), Ханты-Мансийский автономный округ (38,8%) и Тюменская область (8,4%). Флот перевозчика насчитывает 50 магистральных Boeing и 15 региональных ATR-72. В прошлом году компания перевезла 7,9 млн пассажиров. В 2017 году выручка Utair составила 75,8 млрд рублей, чистая прибыль — 2,4 млрд рублей.
Компания находится в сложном финансовом положении — в декабре она объявила о том, что в целях «обеспечения бесперебойной работы в низкий зимний сезон» приостанавливает процентные выплаты по синдицированному кредиту (среди участников синдиката — Сбербанк, банки «Траст» и «Россия»). Компания указывала, что «аккумулирует ресурсы» для исполнения обязательств по выплатам летом 2019 года. Топ-менеджер авиакомпании говорил РБК, что по итогам 2018 года компания ожидает убыток из-за роста расходов на топливо (в общей структуре расходов их доля составляет 30%, при том что в 2018 году средняя стоимость тонны керосина выросла на 35%). Общий долг по синдицированным кредитам Utair составляет 38,6 млрд рублей.
О том, что правительство поручило Сбербанку и ВТБ создать авиакомпанию для региональных авиаперевозок, стало известно в середине октября. По данным «Ведомостей», поручение было дано в начале 2018 года, целевые показатели будущей авиакомпании — перевозка 6-9 млн человек в год (сейчас больше только у «Аэрофлота», включая «дочки», и S7 — 50 и 14 млн пассажиров соответственно). Глава ВТБ Андрей Костин утверждал, что это не правительственное поручение, а идея главы Сбербанка Германа Грефа, которую он «активно поддержал». Костин подчеркивал в октябре прошлого года, что считает необходимым субсидии проекта со стороны государства, поскольку без них региональные перевозки будут убыточны. Общие инвестиции в проект Костин оценивал в $1 млрд. Глава ВТБ уточнял, что перевозчик может быть создан на базе уже существующей компании. Первый зампред правления Сбербанк Лев Хасис в октябре прошлого года отмечал, что становиться акционером перевозчика Сбербанк не собирается. «Мы обслуживаем много региональных компаний, у которых нет возможности развивать свой парк воздушных судов. Инициатива связана с тем, чтобы помочь этим компаниям консолидироваться», — объяснял Хасис.