К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Россия оказалась среди аутсайдеров по стоимости бизнеса

Фото Евгения Разумного / Ведомости / ТАСС
Фото Евгения Разумного / Ведомости / ТАСС
По стоимости бизнеса Россия заняла лишь 27 место среди 30 крупнейших экономик мира, производящих 82% мирового ВВП

Россия по стоимости бизнеса занимает одно из последних мест среди 30 крупнейших экономик мира — российский предприниматель при продаже своей компании может рассчитывать на сумму в 2–4 раза меньшую, чем его конкурент из США, Западной Европы и трех стран БРИКС. Об этом сообщило в понедельник, 19 ноября, РБК со ссылкой на исследование Московской школы управления «Сколково» и инвестиционной группы UCP.

Эксперты UСP и «Сколково» оценили 30 крупнейших экономик мира, производящих 82% мирового ВВП. По 19 показателям в пяти категориях (макроэкономика, безопасность инвестиций, процентные ставки, доступность капитала и налоговая политика) был составлен «индекс ведения бизнеса». Необходимость нового индикатора эксперты объяснили тем, что в рейтинге Всемирного банка Doing Business не полностью отражена отдача, которую предприниматель может получить в случае успеха своего бизнеса.

Чем ближе значение «индекса ведения бизнеса» к 100, тем ближе показатели страны к лучшим мировым практикам. В результате на первой строчке в «Индексе ведения бизнеса» оказались США с показателем 80,66. За ними следуют Великобритания (72,4) и Канада (66,8).  В первой десятке списка оказались также Нидерланды (65,54), ОАЭ (63,88), Австралия (61,32), Германия (58,85), Малайзия (58,15), Китай (57,05) и Япония (56,8).

 

Россия с показателем 29,26 оказалась на 27 месте из 30, обойдя лишь Нигерию (26,71), Египет (25,62) и Аргентину (13,02). Выше России в списке оказались помимо Китая еще две страны БРИКС: Индия (13 место, показатель 52,64) и Бразилия (26-е место, показатель 31,21).

Показатели России в «Индексе ведения бизнеса» означают, что российский предприниматель при продаже своего бизнеса получит сумму в 2-4 раза меньшую, чем его коллеги в большинстве экономически развитых стран мира. В том числе и потому, что при оценке компаний рынок учитывается будущий поток дивидендов. В России публичные компании направляют на дивиденды в среднем 31,68% своей прибыли. В 30 проанализированных странах этот показатель в среднем составляет 64,55%, в странах БРИКС — 50,73%. Потенциальные покупатели обращают внимание и на привлекательность рынка. В России средний темп экономического роста за последних три года был отрицательным (-0,4%), в 30 странах вырос в среднем на 2,83%. Средний показатель инфляции за этот период составил в России 6,84%, а в других странах «Индекса» — 1,07%.

 

Стоимость компании зависит также от уровня финансового рынка и доступности финансовых услуг. В России, по данным Всемирного банка, капитализация фондового рынка составила в 2016 году менее 50% от ВВП. Средний показатель 30 анализируемых стран — 75%. Основным источником капитала для российских предпринимателей являются банки, которые при отсутствии конкуренции с фондовым рынком завышают ставки по кредитам. Это приводит к тому, что российские компании вынуждены рассчитывать на свои силы или же просить государство о помощи.

Опрошенные изданием эксперты отметили ряд факторов, значительно занижающих оценку стоимости российских компаний. Как пояснила изданию профессор РЭШ Наталья Волчкова, речь идет в том числе о нарушениях прав собственности как другими акционерами, так и государством, а также риск возможных убытков компаний из-за санкций.

Директор по корпоративному управлению Prosperity Capital Management Денис Спирин отметил негативное влияние репутации России на стоимость компаний. Он напомнил, что в стране в 1990-е — начале 2000-х годов происходили громкие корпоративные конфликты, нарушающие интересы миноритариев. В других странах, представленных в «Индексе ведения бизнеса», корпоративных конфликтов, затрагивающих права миноритариев, не наблюдалось уже несколько лет, отметил эксперт.

 

В рейтинге конкурентоспособных экономик мира, который ежегодно составляет Всемирный экономический форум (ВЭФ), Россия в этом году поднялась на пять строчек и расположилась на 38 месте среди 137 стран. Российские показатели в Global Competitiveness Index (GCI) начали улучшаться с 2012 года, когда Россия была на 67 месте. В 2013 году Россия оказалась на 64 месте, но осталась в списке ниже всех остальных стран БРИКС. В 2014 году заняла в рейтинге 53 место. В 2015 году — 45-е.

В рейтинге Doing Business, опубликованном в октябре 2018 года Всемирного банка, Россия оказалась на 35 месте. В 2017 году России находилась на пять ступеней ниже — на 40 месте.

Тем не менее, почти 84% владельцев российских компаний готовы продать часть своих активов из-за их неэффективности и рисков, вызванных, в том числе, напряженностью в отношениях России с Западом. Об этом говорилось в отчете «Барометр уверенности компаний», подготовленном британской аудиторско-консалтинговой группой EY на основе глобального опроса бизнесменов. Документ был опубликован 3 сентября на сайте EY.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+