Последнее интервью президента Владимира Путина телеканалу NBC породило широкие дискуссии в информационно-аналитической среде. Примечательно, что ранее ведущие зарубежные СМИ активно обсуждали послание Путина Федеральному собранию, где были продемонстрированы последние достижения военно-промышленного комплекса, а также фильм-интервью «Миропорядок», в котором российский лидер рассуждал о прошлом, настоящем и будущем международных отношений.
Ряд влиятельных американских экспертов (Фукуяма, Закария, Рэмник, Райан) заявили, что последние события и высказывания Путина говорят о том, что Россия объявила коллективному Западу во главе с Америкой новую холодную войну. Однако были и те, кто увидел в действиях главы Кремля сухой и прагматичный политтехнологический расчет перед грядущими выборами лидера страны.
Второй подход логичен, ведь на фоне достаточно противоречивых и унылых дебатов других кандидатов «три шага Путина» — послание Федеральному собранию, размышления о новом миропорядке с самостоятельной Россией и интервью NBC — действительно впечатлили общественность.
Однако аргументы (санкции, исключение России из G8, скандалы с WADA), которые приводятся в подтверждение этой гипотезы, не очень убедительны.
Во-первых, необходимо разобраться с тем, что подразумевается под холодной войной. В прошлом веке этим термином обозначали идеологическое противостояние двух глобальных мировоззренческих моделей: капитал-демократической и социал-коммунистической.
Соединенные Штаты и Советский Союз, обладая серьезными качественно-количественными ресурсами, играли роль государств — проводников этих идеологий. Развал СССР не только положил конец биполярной системе международных отношений, но и покончил с последней идеологией, способной конкурировать с глобальным капитализмом. Ни одно государство, включая Китай, не объявило себя новым носителем и проводником идей мировой революции.
Капитуляция состоялась, и мир должен принять демократию и капитализм как единственно возможные модели государственного и национального строительства. В этой парадигме все рассуждения о второй холодной войне абсолютно несостоятельны ввиду того, что современная Россия не способна предложить миру новую альтернативу. Разговоры о многополярности носят абстрактный характер, и ее реализация практически невозможна.
Соединенные Штаты — триумфатор холодной войны — создали крупнейшие в человеческой истории сети военно-политических союзов. В Североатлантический альянс (НАТО) входит двадцать восемь европейских стран, на Ближнем Востоке союзниками Вашингтона являются наиболее мощные военно-политические и сырьевые державы — Турция (член НАТО), Израиль, Саудовская Аравия, Иордания, Катар. В Азии и Океании на стратегический союз с американцами делают ставку Индия, Япония, Южная Корея и Австралия. Американские вооруженные силы являются одними из самых многочисленных в мире — 1 300 000 действующих военных и более 800 000 находятся в резерве. По данным за 2017 год, военный бюджет страны составлял $602 млрд, в то время как у ее ближайших конкурентов — Китая и России — затраты на оборону составили $150 млрд и $61 млрд соответственно.
Общий суммарный военный бюджет Америки и ее ближайших союзников — Великобритании, Франции, Германии, Японии, Южной Кореи, Австралии и Израиля — составил $870 млрд из общей суммы в $1284 млрд в рейтинге топ-15 стран по затратам на оборону за прошлый год. Военный бюджет Штатов растет каждый год, и, по предварительным данным, в 2019 году он составит $716 млрд. Соединенные Штаты остаются абсолютным лидером по количеству военных объектов за рубежом — более 730 крупных баз в различных участках планеты и самый многочисленный военно-морской флот в мире (общее водоизмещение американского флота в 13 раз больше, чем суммарное водоизмещение других ВМФ, идущих в рейтинге вслед за ним). Эти цифры лишь подтверждают тотальное военно-техническое превосходство Америки, и поэтому в ближайшем будущем никто объективно не составит ей достойной конкуренции в этой области.
Новый миропорядок строится постепенно, и места в ложе будущих лидеров будут определяться не только военно-техническими возможностями стран. В мире, где капитализм одержал победу, народы и государства должны быть конкурентоспособными в таких областях, как экономика знаний, образование, технологии и т. д. Каждый, кто хочет занять свое место в системе и принимать участие в решении международных задач, должен внести свой позитивный вклад в общечеловеческое развитие. Америка по-прежнему сохраняет мировое лидерство по номинальному ВВП (больше четверти общемирового показателя).
В 2009 году американцы вышли в лидеры среди стран — производителей природного газа, обогнав Россию. По данным Международного энергетического агентства, Штаты скоро выйдут на первое место в мире по добыче нефти. Министерство энергетики США заявило, что к ноябрю 2019 года нефтедобыча в стране достигнет отметки в 11 млн баррелей в день. В целом последовательное развитие альтернативных источников привело к значительному сокращению зависимости от импорта энергоресурсов.
Соединенные Штаты остаются передовой технологической державой. Особенное место в этом секторе занимают компьютеры, инструменты для хранения информации, программное обеспечение, телекоммуникации и услуги связи. Наиболее известными глобальными игроками из США являются Apple, Cisco, Hewlett-Packard, IBM, Intel, Microsoft и т. д. Годовая прибыль корпорации Apple в 2016 году достигла $234 млрд, что превышает доходы многих крупных сырьевых государств. За аналогичный период государственный бюджет России составил $209 млрд, а показатели Китая лишь в четыре раза превысили выручку американской компании. Несмотря на качественный скачок Пекина, большинство ведущих высокотехнологичных фирм остаются американскими, а университеты в США являются более квалифицированными и престижными, так как их система образования больше соответствует потребностям инновационной экономики.
Все перечисленные достижения позволяют Штатам применять инструменты мягкой силы для решения международных проблем. Вашингтон также использует свое влияние и возможности в международных организациях, военно-политических и торгово-экономических альянсах для реализации своих национальных интересов в мире. Санкционная политика в отношении России — яркий пример того, как работают альтернативные инструменты внешнеполитического давления. Совершенно неважно, насколько они эффективны сегодня, важно осознать и принять простой факт: Соединенные Штаты могут где-то побеждать, где-то ошибаться и где-то проваливаться, но при любых обстоятельствах они находятся на несколько шагов впереди всего остального мира.
При возникновении любого политического, экономического или социального пожара, мир смотрит в сторону Вашингтона и пытается предвосхитить его действия. Таким образом, все рассуждения о новом миропорядке не имеют ничего общего с существующими реалиями. Американский порядок будет существовать до тех пор, пока не появится экономически мощное государство, способное предложить человечеству новый, более привлекательный путь развития.