Моя оборона. Как новое оружие Путина делает бесполезными военные затраты США
Владимир Путин объявил о создании целого ряда перспективных средств поражения, способных нейтрализовать любую угрозу для безопасности России. На суше, в море и космосе новые ракеты станут основой ракетного щита страны на ближайшие десятилетия.
О технологии создания перспективной баллистической ракеты практически не сообщали через СМИ. Известно лишь, что новая ракета построена по принципиально новой схеме размещения боевой части. Вместо нескольких боевых блоков в роли «полезной нагрузки» будет выступать гиперзвуковой маневрирующий «крылатый» блок.
Создание такой технологии — вещь крайне затратная, однако в случае успешного завершения всех научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ готовое к развертыванию изделие дает его обладателю значительное преимущество.
Долгое время о разработке перспективной МБР, размещать которую российские военные скорее всего будут на подвижной пусковой установке, не рассказывали публике. По вполне понятным причинам разработка комплекса «Авангард» долгие годы была государственной тайной, однако в рамках ежегодного послания Федеральному собранию президент России Владимир Путин подтвердил: оружие с принципиально новым боевым оснащением в России есть.
Принципиально новый ракетный комплекс с гиперзвуковым блоком, по словам президента, был протестирован еще в 2004 году в рамках учений РВСН.
Уникальность комплекса «Авангард» заключается в самой ракете — гиперзвуковая скорость полета, превышающая числа Маха в 20 раз, межконтинентальная дальность полета. С точки зрения средств перехвата и современной физики — нерешаемая проблема для сил и средств противоракетной и противовоздушной обороны любого вероятного противника.
Эксперты в области вооружений отмечают, что спроектированный и реализованный комплекс с такими характеристиками способен полностью нейтрализовать угрозу, исходящую от системы противоракетной обороны США.
Бывшие офицеры РВСН и все причастные к несению боевой службы бок о бок с ракетным вооружением отмечают, что несколько ракет комплекса «Авангард», стоимость которых, очевидно, в разы ниже тяжелых межконтинентальных баллистических ракет, способны полностью вывести из строя компоненты ПРО не только на территории Европы, но и в любой точке планеты.
С учетом того, что за последние 15 лет Минобороны США потратило на разработку и развертывание морских и наземных компонентов ПРО $130 млрд и в ближайшие несколько лет потратит еще $55 млрд, российским ученым и военным удалось решить вопрос существования американской ПРО в любом регионе мира практически бесплатно.
Цена вопроса
Проецирование силы долгое время считалось наиболее эффективным средством «поддержки» внешней политики США. Отправка авианосных ударных групп к берегам вероятного противника для психологического и при необходимости военного давления на протяжении десятилетий оставалась головной болью государств, не располагающих современным оружием.
Однако угрозу со стороны самых крупных военно-морских сил в мире хорошо понимали и в Советском Союзе, и в России. С учетом этих угроз были разработаны противокорабельные сверхзвуковые крылатые ракеты, нескольких попаданий которых достаточно, чтобы отправить в утиль боевой ордер из авианосца и нескольких кораблей сопровождения.
Помимо сверхзвуковых противокорабельных ракет морского базирования, размещенных на подводных лодках и надводных кораблях, в распоряжении российских военных в ближайшем будущем появится сразу два принципиально новых ракетных комплекса, эффективно противодействовать которым в данный момент нельзя.
Комплекс 3М22 «Циркон» с гиперзвуковой крылатой ракетой в ближайшей перспективе могут получить флагманы российского военно-морского флота: тяжелые атомные крейсеры проекта 1144 «Адмирал Нахимов» и «Петр Великий».
Сохраняя ключевые технологии авиационных противокорабельных средств поражения, был разработан и построен гиперзвуковой ракетный комплекс «Кинжал», сам факт существования которого озвучен президентом, а кадры испытаний были показаны в рамках ежегодного послания Владимира Путина Федеральному собранию.
Учитывая, что для многих российских противокорабельных ракет в США и странах НАТО так и не разработаны средства противодействия и перехвата, новая авиационная гиперзвуковая ракета выглядит идеальным и одновременно дешевым в производстве средством поражения.
Не исключено, что презентация нового вооружения президентом России Владимиром Путиным заставит задуматься американских военных о целесообразности ведения боевых действий с применением палубной авиации ВМС США и авианосных ударных групп в принципе.
Этому способствует простая математика: последний из авианосцев типа Nimitz — USS George H.W Bush — обошелся Пентагону в $6,5 млрд, а новейшие корабли класса Gerald R. Ford «влетят» США в астрономическую сумму: $42 млрд за три корабля или $14 млрд за единицу. Стоимость производства гиперзвуковой ракеты при этом может варьироваться в коридоре $1-10 млн за единицу. Даже при такой стоимости уникальное средство поражения, сбить и перехватить которое нельзя, нивелирует многомиллиардные расходы со стороны американских Военно-морских сил.
Затраты и ответ
Сумма в $180-200 млрд, которую американские военные могут и вероятнее всего потратят на развертывание глобальной системы противоракетной обороны, «направленной против Ирана и КНДР», а также другие расходы по содержанию военных баз и объектов за пределами США в свете заявлений Владимира Путина о новом ракетном вооружении выглядят не как разумная трата средств и пример грамотного стратегического планирования, а скорее как сжигание поддонов с наличностью в топке линкора Missouri.
По сути, несколькими видами высокоточного, хоть и не самого дешевого при разработке вооружения российская наука и армия отправили в измельчитель для бумаги все расчеты американских военных аудиторов и десятилетия труда Объединенного комитета начальников штабов. Текущая обстановка, изменившаяся буквально за несколько минут выступления Владимира Путина с докладом о разработке вооружений, позволяет наблюдать абсолютно другой баланс сил, при котором ни один из типов военной техники США как на территории страны, так и за ее пределами не может находиться в абсолютной безопасности.
Военно-морские базы за рубежом вообще можно считать первостепенными кандидатами на уничтожение: вывод из строя нескольких ключевых объектов может парализовать американские ВМС в целом регионе — в переводе на язык обывателя это означает конец военного присутствия на время или (при самом плохом раскладе) насовсем.
К нейтрализации военно-морских баз, содержание и обслуживание которых обходится ВМС США в $210 млрд в год, российские ученые и военные подошли основательно, но в духе создаваемого на протяжении десятилетий вооружения — небольшой беспилотный глубоководный аппарат «Статус-6» с ядерным зарядом оказался способен на практике реализовать то, что в Пентагоне называют «неприемлемый ущерб».
Все заявления об уникальности тех или иных военных технологий принято давать с осторожностью, однако в данный момент американским военным нечем ответить на прорывное вооружение из России. Ближайший аналог — проект крылатой ракеты Vought SLAM с межконтинентальной дальностью полета, разработанный еще во времена холодной войны, был сочтен бесперспективным, а до момента развертывания первых гиперзвуковых ракет пройдет еще несколько лет.
Неприятное окончание недели ждет и ключевых подрядчиков МО США — разработчики важнейших проектов в ближайшее время будут вызваны на совещания, где от них потребуют в кратчайшие сроки ликвидировать разрыв, неожиданно для всех образовавшийся 1 марта 2018 года. Сколько в действительности уйдет времени и средств для наверстывания отставания, специалисты предсказать не берутся.