Правительство утвердило стратегию развития автомобильной промышленности до 2025 года, об этом сообщает «Коммерсантъ», ссылаясь на собственные источники. Совещание под председательством премьера Дмитрия Медведева, на котором обсуждался документ, прошло во вторник. Стратегия — достаточно объемный документ, однако премьер выделил три ключевых положения.
Локализация
«Рынок начал восстанавливаться. По итогам года на российских предприятиях было произведено почти на 20% больше машин, чем годом раньше», — приводит слова премьера портал правительства России. Как отметил Медведев, положительная динамика может привести к усилению конкуренции: на рынок вернуться марки, покинувшие его из-за кризиса: «Рынок у нас в этом смысле открытый, и к усилению конкуренции нужно готовиться», — подчеркнул он.
По мнению главного редактора портала «За рулем» Артур Саруханов, тем самым премьер сигнализирует зарубежным автопроизводителям о стабилизации ситуации, однако о возвращении марок говорить еще рано: «Нельзя сказать, что мы фиксируем какое-то невероятное оживление. С тех пор, как ряд брендов объявил об уходе, рынок сократился вдвое. А оптимистичный прогноз на этот год – +10%. Присутствующие марки изо всех сил стремятся сохранить свои доли, о приросте продаж речи не идет. Кроме того, наш рынок жестко сегментирован и новых игроков здесь никто не ждет».
Закрепить позиции в России автомобильным производителям поможет дальнейшая локализации продукции, отмечает Дмитрий Медведев. А для этого необходимо «повышать привлекательность российской юрисдикции для бизнеса, стимулировать привлечение инвестиций в производство комплектующих, чтобы у автопрома формировалась своя база местных поставщиков».
Однако производству локальных компонентов препятствует небольшой объем выпуска автомобилей, получается замкнутый круг: «Рентабельность для автобрендов начинается от 30-40 000 автомобилей в год. В нынешних условиях компании локализуют продукцию так, чтобы проскочить сквозь заградительные пошлины. Реальных экономических стимулов для наращивания локализации, к сожалению, нет», — считает Саруханов.
Решением должны стать Специальные инвестиционные контракты (СПИК), которые придут на смену режиму промышленной сборки. По словам министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова, в будущем претендовать на государственные субсидии смогут лишь компании, взявшие на себя дополнительные обязательства по локализации продукции.
Наращивание экспорта
Другим ключевым положением Дмитрий Медведев считает наращивание экспорта. В условиях сокращения внутреннего рынка, это является единственным способом обеспечить загрузку автозаводов и сохранить производство. «Нужно наращивать экспорт. Это сделать непросто. Конкуренция на этом рынке очень высокая. Поэтому нужно не только повышать качество и узнаваемость товаров, которые сделаны в России, но и искать инструменты поддержки экспортеров, чем занимается весь мир», — подчеркнул премьер.
Напомним, что такие инструменты давно уже предлагаются Минпромторгом: это льготное кредитование для иностранцев и субсидирование скидок при продаже отечественных машин за рубежом. В последнем случае речь идет об определенной сумме, которая будет выдаваться в обмен на утилизацию старой машины при условии покупки новой российской.
Однако это в большей степени касается отечественных брендов, а насколько привлекательным является экспорт для иностранцев, построивших в России заводы? «Крупные игроки следуют различной стратегии на нашем рынке. Кто-то выпускает адаптированные для нас машины. Например, Volkswagen производит здесь модель Polo, которая имеет мало общего с европейской. Будет он продавать ее где-то еще? Скорее всего, нет. Kia выпускает у нас линейку, аналогичную китайской. Очевидно, в Европу они не пойдут – там совсем другой модельный ряд», — считает автоэксперт Сергей Асланян.
В ногу со временем
Автомобильная отрасль должна сокращать технологический разрыв, ориентироваться на передовые технологии: «Это касается источников энергии, экологических требований, информационных технологий, требований безопасности и инфраструктуры», — заявил Дмитрий Медведев. Предполагается, что к 2020 году государство сосредоточится на поддержке высокотехнологичных продуктов: электрокаров, газомоторного транспорта, автономных автомобилей.
Движение в этом направлении, безусловно, есть: так, в прошлом году на рынке появилась биотопливная Lada Vesta CNG, сервис «Яндекс.Такси» тестирует автономный автомобиль. Однако это кажется каплей в море по сравнению с изменениями в транспортной сфере, происходящими за рубежом. Особенно, если учесть, что отечественных электрокаров, по-прежнему, нет, да и вообще электромобили отсутствуют в продаже. Отсутствует и зарядная инфраструктура для них — она пока только испытывается. В этом отношении «Стратегия 2025» может только указать направление, однако достижение поставленных целей в среднесрочной перспективе кажется невозможным.