Будущее на батарейках: в России создают сеть каршеринга электромобилей
Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), входящий в состав госкорпорации Ростех, компания «Делимобиль» и администрация Краснодарского края заключили соглашение о развитии электрозарядной инфраструктуры на территории края. Документ был подписан в рамках Инвестиционного Форума в Сочи. Фактически речь идет о создании полноценного сервиса электрокаршеринга: КРЭТ построит зарядные станции «Фора», а «Делимобиль» создаст парк транспортных средств.
Соглашение должно стать отправной точкой для реализации подобного инфраструктурного проекта в масштабах страны. В ближайшее время КРЭТ планирует построить зарядные станции в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге.
Краснодарский край был выбран в качестве стартовой точки из-за мягкого климата, который позволит тестировать систему буквально в тепличных условиях — и круглогодично. Об этом Forbes рассказал заместитель генерального директора КРЭТ Максим Моторин: «Краснодарский край — идеальный регион для развития электротранспорта, благодаря уникальным климатическим показателям: в Москве сейчас зима, а тут +10. Однако мы намереваемся испытывать зарядные станции в самых разных условиях. У нас есть пилотные проекты в северных регионах — Тюмени, Сургуте».
Первый этап проекта подразумевает строительство 10 станций «Фора» и создание парка из 50 электромобилей. Для сервиса будут использоваться Renault Twizy, компактные двухместные ситикары. Электротранспорт будет оборудован аудиогидами — эта опция должна быть востребована туристами.
Электрификация всей страны
Отметим, что поддержка развития электротранспорта осуществляется на уровне правительства России. Так, в конце прошлого года вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что правительство намерено стимулировать спрос на электрокары: предоставлять субсидии, программы льготного кредитования и автолизинга. Власти так же готовы поддержать компании, создающие зарядную инфраструктуру.
«Электрокары, это наше будущее, однако этому будущему уже 119 лет, — отметил автоэксперт Сергей Асланян. — Уже и музыка звучит не из патефонов, а с цифровых носителей, уже люди летают в космос, а электромобили практически не продвинулись: по-прежнему долгая зарядка, критическая зависимость от температуры воздуха. Есть разрекламированные модели, та же Tesla, но давайте сравним климат Калифорнии и Ханты-Мансийского округа»
Чувствительность электрокаров к холоду может быть преодолена, но достаточно парадоксальным способом: в декабре 2017 «Мосгортранс» разместил на сайте госзакупок лот, в котором указывались технические характеристики электробусов. Машины должны быть оборудованы дизельными отопителями Webasto, обогревающими салон и батарею. Это противоречит идее «нулевого выхлопа».
Помимо электротранспорта, в крупных российских городах будут развиваться сервисы каршеринга — краткосрочной аренды автомобилей, рассказал Forbes генеральный директор «Делимобиля» Леонид Сысоев.
«Объем рынка каршеринга в Москве — не менее 15 000 автомобилей. Такова оценка экспертов, основанная на количестве населения и людей с водительскими правами, — объяснил Сысоев. — в Санкт-Петербурге, который занимает отдельную и важную нишу, речь идет о 5000 машин. В городах-миллионниках должно быть не менее 1 000 автомобилей, чтобы удовлетворить спрос».
За последний год в Москве число операторов увеличилось с 6 до 11 — появились сервисы, специализирующиеся на определенных классах машин, например – EasyRide с парком кроссоверов Renault Kaptur. Другие игроки специализируются на определенных марках: так, компания «Карусель» предоставляет в аренду автомобили Lada, а Lifcar — машины марки Lifan.