Сборка Lada 4X4 будет налажена в Бразилии в 2021 году, об этом сообщает местное издание Gazeta Do Povo. «Вы помните компактную Lada Niva, которую можно было увидеть на улицах в 90-х годах? Автомобиль возвращается, но не как импортная модель, его станут производить в муниципалитете Сан-Жозе-дус-Пинхаис на заводе Renault», — указывается в заметке. Речь идет о втором поколении внедорожника, получившим заводской индекс NG (New Generation). Подробности проекта засекречены, однако информация все же просачивается. Forbes собрал известные факты о машине.
В прошлом году Lada 4X4 отметила 40-летний юбилей на конвейере, став одной из самых долгоиграющих моделей в истории индустрии. За это время ее коснулись лишь косметические изменения. Любопытно, что в конце 80-х Волжским автозаводом был подготовлен «сменщик», но тяжелая экономическая ситуация не позволила запустить модель 2123 в крупную серию. В начале «нулевых» лицензию на производство новой машины выкупил концерн General Motors, ее выпуск был налажен СП GM-«АвтоВАЗ»; бренд «Нива» отошел совместному предприятию. С тех пор в России производится два более-менее однотипных автомобиля, так как Chevrolet-Niva заимствовала целый ряд узлов и агрегатов у предшественницы. Можно сказать, что это та же Lada 4X4, но в другом кузове и с улучшенной эргономикой.
Классическая Lada 4X4 — козырь «АвтоВАЗа»: не претерпев особенных изменений с 1977 года, внедорожник сохранил свои вездеходные качества и не прибавил в цене. Это особенно важно на зарубежных рынках, так как конкуренты в процессе эволюции или растратили свои внедорожные возможности, или перешли в сегмент премиум. Фактически, в нише «настоящих» внедорожников у Lada 4X4 просто нет конкурентов по цене. Не удивительно, что спрос на машину стабилен, а сама она приобрела культовый статус. Люди готовы закрыть глаза на архаичную конструкцию, отсутствие подушек безопасности, ABS, и других атрибутов современного автомобиля.
Но ради будущего модели, ее необходимо модернизировать, рассказал Forbes главный дизайнер компании Стив Маттин. «Сегодня машина хорошо продается, но нужно смотреть наперед: у нее ограниченный объем вследствие ограниченного круга покупателей», — отметил он.
Действительно, асфальта в мире становится все больше, а требования к машинам все жестче, так что легендарные внедорожники один за другим уходят в прошлое. В 2016 году был прекращен выпуск Land Rover Defender, еще более древнего мастодонта, чем Lada 4X4. Что же придет на смену последней?
Gazeta Do Povo утверждает, что Lada 4X4 NG будет построена на платформе Global Access. Это удлиненная «тележка» Nissan B, которую концерн Renault-Nissan использует для автомобилей B-класса, например, Renault Logan. Global Access объединяет такие машины как Renault Duster и Kaptur, Lada Xray и Largus. Согласно данным портала Lada Online, в декабре прошлого года платформа все еще являлась дискуссионным вопросом: рассматривался вариант создания оригинальной. Но запланированный выпуск автомобиля в Бразилии скорее говорит в пользу хорошо освоенной платформы Renault-Nissan.
По данным «Авторевю», шасси Lada 4X4 NG позаимствует у внедорожника Renault Duster второго поколения — с новым подрамником и моторным щитом. При этом оно будет дополнительно усилено до «нивовского» уровня. Двигатель так же под вопросом: возможно, новая Lada 4X4 получит 1,8-литровый агрегат ВАЗ-21179, устанавливающийся на Lada Vesta и Xray. По другой информации это будет 1,6-литровый ДВС Nissan HR16. Что касается трансмиссии, она так же может быть заимствована у Duster: подключаемый полный привод в «городской» версии и постоянный полный во «внедорожной». В последнем случае машина может комплектоваться дизельным двигателем (такой агрегат присутствует в линейке Duster).
Lada 4X4 NG вполне может «пасть жертвой» глобализации, превратившись в перелицованную и несколько доработанную вариацию Renault Duster. Не зря главную тайну составляет новый кузов, в дизайне которого, по словам Стива Маттина, будет соблюден баланс между узнаваемой внешностью и новым Х-стилем «АвтоВАЗа». Возможно, ничем, кроме кузова, Lada 4X4 NG и не сможет по-настоящему удивить.
Но даже в этом случае фанаты «хардкорного» российского внедорожника не останутся без машины: производство Chevrolet Niva на мощностях GM-«АвтоВАЗ» сохранится. Получается своеобразная рокировка: переходя в другой класс, Lada 4X4 оставляет преемника, и бренд Niva, как и прежде, остается за настоящим «вездеходом» — простой и сравнительно недорогой машиной.