Госдеп оценил в $3 млрд первый ущерб от санкций для российской оборонки
Ограничения, введенные в отношении России в рамках закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA), который вступил в силу 29 января 2018 года, уже нанесли ущерб российскому оборонно-промышленному комплексу на сумму в $3 млрд. Об этом заявила на брифинге в Вашингтоне официальный представитель Госдепартамента США Хизер Науэрт.
Науэрт напомнила, что со дня вступления закона CAATSA в силу прошло всего несколько дней. «Мы удовлетворены тем, что некоторые страны перестали закупать часть российских товаров и материалов. Мы считаем, что смогли остановить сделки более чем на $3 млрд», — заявила Науэрт.
Она отметила, что срыв этих сделок является, по сути, наказанием России. «Потому что это означает, что меньше денег уходит в российский бюджет. Таким образом, это можно считать успехом в деле привлечения России к ответственности», — заявила представитель Госдепа США.
Науэрт рассказала, что Вашингтон предупредил зарубежные правительства, компании и бизнесменов об ответственности за сотрудничество с Россией в военно-промышленной сфере. В противном случае, предостерегла представитель Госдепа, США введут санкции и против этих стран, компаний и частных лиц. «Мы очень внимательно отслеживаем подсанкционную деятельность, связанную с Россией», — сказала Науэрт. По ее словам, всем американским дипмиссиям поручено прилагать усилия по предотвращению каких-либо деловых контактов с Россией, прежде всего с ее оборонно-промышленным комплексом.
Несколько дней назад, 18 февраля, госсекретарь США Рекс Тиллерсон заявил в интервью на телеканале CBS News, что Вашингтон в настоящее время изучает возможность введения санкций в отношении еще ряда российских граждан. «Мы уже предприняли шаги, которые предотвратили ряд российских военных поставок, как того требует законодательство. И мы рассматриваем дополнительный список из представителей России, кого следует подвергнуть санкциям», — сказал глава Госдепа США, отвечая на вопрос, почему Вашингтон не вводит новые антироссийские санкции, как на том настаивает большинство в Конгрессе.
Методика подсчета и риски
Замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко сомневается, что Госдепартамент США действительно сумел подсчитать сумму конкретных контрактов, которые Вашингтону уже удалось сорвать. По его мнению, американские чиновники скорее имитировали эту деятельность, чем что-то реально смогли сделать.
«Но реальные проблемы новый закон CAATSA создает. И контракты заключать станет труднее», — заявил эксперт Forbes. Он пояснил, что, как правило, контракты — это всегда очень тяжелая работа, успех которой зависит от мельчайших деталей. И в ситуации, когда есть реальная конкуренция и проходит конкретный тендер, у покупателя может возникнуть вопрос: а зачем связываться с русскими и придумывать какие-то схемы о том, как проводить деньги, а посто не купить у других? «В таких реальных условиях чаша весов может склониться в пользу наших конкурентов», — заявил Макиенко.
Он не стал комментировать потенциальные сделки, которые могут пострадать от действия закон CAATSA в ближайшее время. Но рассказал, что две недели назад российские эксперты оценивали, что наибольшие риски есть по сделке о покупке российских боевых самолетов Индонезией. Тем не менее 14 февраля «Рособоронэкспорт» и Министерство обороны Индонезии подписали контракт на поставку в эту страну 11 многофункциональных истребителей Су-35.
Закон «О противостоянии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA) был подписан президентом США Дональдом Трампом 2 августа 2017 года. Новый закон вступил в силу 29 января 2018 года. С этого дня Вашингтон может вводить санкции против компаний и граждан из любой страны мира, которые участвуют в крупных сделках или иных значительных финансовых операциях с компаниями и организациями из российской оборонной промышленности и разведки.
За три месяца до этого (27 октября 2017 года) Госдеп США обнародовал список из 33 российских компаний и шести ведомств, сотрудничество с которыми грозит санкциями по статье 231 закона СAATSA. В этот санкционный список попали в том числе концерны «Калашников», «Ижмаш», «Туполев», «Алмаз-Антей», «Рособоронэкспорт», «Ростех», «МиГ», «Сухой», «Адмиралтейские верфи», «Ижевский механический завод», «Оборонпром», «Уралвагонзвавод», «Вертолеты России» и «Созвездие». А также ФСБ, СВР и ГРУ.
За сотрудничество с фигурантами из этого списка статья 235 закона СAATSA устанавливает 12 вариантов ограничительных мер, среди них закрытие доступа к финансированию, запрет на сделки на внутреннем американском рынке и ограничения на въезд на территорию США. 29 января 2018 года Минфин США, управление Директора национальной разведки и Госдепартамент представили в американский Конгресс так называемый «кремлевский доклад». В нем перечислены приближенные, по мнению Вашингтона, к президенту России Владимиру Путину российские чиновники и «олигархи», в отношении которых США могут ввести санкции.
Несекретное «Приложение А» содержит список из высокопоставленных российских чиновников и руководителей госкомпаний, в том числе 41 высокопоставленного сотрудника администрации президента России, все министры российского правительства, в том числе глава кабинета Дмитрий Медведев, и еще 40 «других высокопоставленных политических руководителей».
В несекретное «Приложение Б» к докладу вошел список из 96 российских олигархов, состояние которых превышает $1 млрд.
Сам «кремлевский доклад» не означает введение санкций в отношении тех, кто стал его фигурантом. Но 30 января министр финансов США Стив Мнучин пообещал, что по крайней мере к некоторым из них будут применены ограничительные меры. «Ни в коем случае не следует думать, что мы не применим санкции ни к кому в этом отчете», — сказал Мнучин на слушании в банковском комитете Сената.