Джексон-Вэник в квадрате: Трампа вынуждают увековечить антироссийские санкции
Палата представителей конгресса США практически единогласно одобрила законопроект об ужесточении односторонних американских санкций в отношении России, Ирана и КНДР. За принятие законопроекта было подано 419 голосов. Против — три, следует из данных, размещенных во вторник, 25 июля, на сайте нижней палаты американского парламента.
«Эти три режима из разных частей света угрожают жизненным интересам США и дестабилизируют своих соседей. И самое время нам на это решительно отреагировать», — заявил по итогам голосования глава комитета по международным делам, республиканец из штата Калифорния Эдвард Ройс. «Законопроект, который только что был принят подавляющим числом голосов при поддержке обеих партий, предусматривает пакет самых широких санкций в истории», — отметил спикер палаты представителей республиканец Пол Райан.
Теперь законопроект вернется на рассмотрение сената. Ранее, 14 июня, он уже был одобрен сенаторами («за» высказались 98 из них, «против» — 2). Но тогда не были соблюдена законодательная норма, по которой документы, влияющие на доходы бюджета, должны вноситься нижней палатой конгресса.
После прохождения законопроекта в сенате, документ попадет на подпись президенту США Дональду Трампу. Решение палаты представителей прокомментировали и в президентской администрации. Пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс отметила, что президент поддерживает жесткие санкции против Северной Кореи, Ирана и России. «Белый дом изучает законопроект палаты представителей и ожидает окончательного законодательного пакета на столе у президента», — говорится в ее заявлении.
Несмотря на эти заявления, очевидно, что Трамп стоит перед нелегким выбором. Новый законопроект облекает в форму закона ограничительные меры в отношении России, принятые исполнительными указами предыдущего президента США Барака Обамой на основании его исполнительных указов. Речь идет об ограничительных мерах, введенных 16 марта и 18 декабря 2014 года (из-за событий на Украине и присоединения Крыма), 1 апреля 2015 года (из-за кибератак на США) и 29 декабря 2016 года (из-за возможного вмешательства Москвы в президентские выборы в США). И чрезвычайно ограничивает полномочия главы Белого дома по смягчению или отмене уже действующих ограничений. Документ устанавливает, что президент США сможет сделать это только с разрешения конгресса. Это означает, что санкции, введенные Обамой, будет весьма сложно отменить.
Вечные санкции против Москвы
Новый закон, таким образом, превращается в подобие принятой в 1974 году в закон о торговле США поправки Джексона-Вэника. Формальным поводом для принятия поправки стало ограничение выезда лиц еврейской национальности из СССР. В 1975 году президент США Джеральд Форд подписал новый закон о торговле, в который вошла поправка Джексона-Вэника, которая ограничила допуск товаров, производимых в СССР, на американский рынок и затруднила выделение Москве кредитов.
Лишь почти 40 лет спустя — в декабре 2012 года президент США Барак Обама подписал закон о прекращении действия поправки Джексона-Вэника. Но одновременно был принят «закон Магнитского», предусматривающий введение санкций в отношении россиян, в том числе должностных лиц, которые, по мнению Вашингтона, «несут ответственность за совершение внесудебных убийств, пыток и других серьезных нарушений прав человека». Одобренный 25 июля конгрессом США документ ужесточает антироссийские санкции и на годы отодвигает перспективу их отмены, как в случае с поправкой Джексона-Веника.
Администрация Трампа понимает, что новый закон может чрезвычайно осложнить отношения с Москвой. Госсекретарь США Рекс Тиллерсон в июне 2017 года на слушаниях в конгрессе попросил законодателей не блокировать возможность налаживания конструктивного диалога с Россией новыми односторонними санкциями. «Я бы призвал конгресс гарантировать, что любое законодательство обеспечивает президенту гибкость, позволяющую регулировать санкции в интересах вечно меняющейся дипломатической обстановки», — заявил тогда Тиллерсон. Законодатели не прислушались к этой просьбе. И их единодушие, похоже, не оставляет Трампу выбора, кроме как поставить свою подпись под документом.
Читайте также: Расширение «оси зла»: чего ждать от антироссийских санкций и Почему финансовый рынок игнорирует новые антироссийские санкции