Если посмотреть на ключевые финансовые индикаторы российского рынка (курс рубля, кривую доходности ОФЗ, котировки кредитно-дефолтных свопов и акций), складывается ощущение, что инвесторы полностью игнорируют угрозу усиления санкций в отношении России. На протяжении последних нескольких месяцев мы были свидетелями лишь нескольких эпизодов паники среди спекулянтов, после чего все возвращалось на свои места. Ничего не напоминает события годичной давности, когда нерезиденты, несмотря на благоприятную геополитическую ситуацию, крайне осторожно отнеслись к первому после санкций выпуску российских евробондов. Попробуем разобраться, каковы причины сегодняшней «беспечности».
Для начала суммируем основные положения законопроекта, который принял американский парламент и, скорее всего, подпишет Дональд Трамп. Во-первых, документ кодифицирует антироссийские санкции, ранее утвержденные указами главы государства. Таким образом, для отмены или смягчения ограничительных мер теперь требуется согласие Конгресса.
Во-вторых, законопроект расширяет потенциальный круг компаний, на который могут быть наложены санкции, за счет железнодорожного транспорта и горной металлургии. При этом предельный срок финансовых операций с субъектами из санкционного списка сокращается с 30 до 14 дней. Кроме того, санкции вводятся в отношении зарубежных СП из соответствующих отраслей с участием российского капитала более 33%. Эти проекты сейчас могут использоваться для получения доступа к критическим ноу-хау и технологиям.
В-третьих, под фактическим запретом оказывается любая деятельность, содействующая сооружению экспортных газо- и нефтепроводов. Это положение направлено против проекта расширения газопровода «Северный поток» (упомянут в документе особо), а также строительства газопроводов в Китай и Турцию. В-четвертых, существенно ограничивается участие в российской приватизации. Министерство финансов теперь обязано пристально выявлять «подозрительные» транзакции (в том числе и лиц, не являющихся резидентами США) и пресекать их.
И, наконец, в-пятых, администрация Дональда Трампа должна в течение полугода представить Конгрессу доклад о целесообразности запрета на инвестиции в российские долговые обязательства. Сегодня нерезидентам принадлежат ОФЗ на сумму около $30 млрд, что составляет 30,7% всего объема рынка, а также подавляющая доля обращающихся на рынке еврооблигаций. Ранее запрет на инвестиции в государственный долг действовал, в частности, в отношении Ирана.
Теперь о возможной трактовке перечисленных новаций. Что касается кодификации санкций, то мало кто всерьез рассчитывал на их скорую отмену. Ужесточение секторальных ограничений также является малозначимой мерой в силу как резко сократившегося объема финансовых операций с нерезидентами, так и наработки инструментария, позволяющего проводить сделки, не нарушая режим санкций. Среди крупных объектов программы приватизации до 2019 года уже находятся или могут попасть под ограничения ВТБ, Сбербанк и «Алроса». Но провести продажу этих активов без существенного участия нерезидентов вполне возможно, а «Совкомфлоту» санкции пока не угрожают.
Ограничения на деятельность зарубежных дочерних и зависимых обществ российских компаний, а также препоны на пути расширения «Северного потока» представляют собой куда более существенную проблему. Однако здесь многие уповают на активную позицию Евросоюза, который заинтересован в развитии энергетического сотрудничества с Россией. Новый законопроект о санкциях напрямую предписывает президенту советоваться с геополитическими партнерами, прежде чем вводить новые ограничения.
Консультации с Евросоюзом могут потребоваться и по вопросу введения запрета на инвестиции в государственный долг России. Аналогичные санкции в отношении Ирана не были односторонними и вводились синхронно и США, и Европой. Таким образом, на то, чтобы договориться о применении самых потенциально чувствительных ограничительных мер из нового перечня, может уйти весьма продолжительно время. А пока Старый и Новый Свет спорят, на российских активах по-прежнему можно неплохо зарабатывать.