Расширение «оси зла»: чего ждать от антироссийских санкций
Несколько дней назад Конгресс США согласовал новый законопроект об санкциях в отношении России и Ирана. На что следует обратить внимание в 165-страничном тексте закона?
Документ на 90% состоит из описания процедур внедрения и контроля санкций. Привлекает внимание предписание, выданное Минфину США: ведомству необходимо будет подготовить отчет по всем российским «олигархам» и «госкомпаниям» на тему их близости к власти. Задача, по всей видимости, заключается в том, чтобы создать почву для дальнейшего введения против них санкций. Можно предположить, что в настоящее время рассматривается скорее введение «точечных» санкций, чем «системных» — направленных на подрыв ключевых отраслей экономики и инфраструктуры. Подтверждением последнего можно пока считать и то, что в документе содержится минимум информации в отношении запрета на покупку российского суверенного долга — сказано только про 180 дней, которые есть у Минфина США на подготовку нового отчета по данному вопросу.
Не очень приятно, что в тексте припомнили Грузию и Приднестровье (это позволит снова поднимать тему «агрессии» в будущем), а также России вменяют в вину недоказанные «кибератаки» и «коррумпирование европейских политиков». Это возможность новых масштабных расследований в отношении деятельности ИТ-компаний и банковских операций в Европе. Кроме того, США выделили $250 млн на «идеологическую» борьбу с российскими властями (направлений видится два — выборы в Европе и исследовательские фонды в России), плюс еще $30 млн на вопросы «энергобезопасности от России».
Закон также обязывает Администрацию президента США мониторить и докладывать Конгрессу о работе российских СМИ в США и объемах их финансирования Россией. Из «отраслевых» тем в документе — высказанная оппозиция «Северному потоку 2» , но пока без каких-то конкретных действий.
Вывод из документа может быть такой: бизнесу должно быть понятно, что США с Россией договариваться не будут. Россия для них не партнер по переговорам, а «временное неизбежное зло». Вдобавок, Трампа атакуют со всех сторон. «Ультрадемократы», «ультраконерваторы», и те, кто хочет «убить двух зайцев одним выстрелом», то есть отвлечь внимание от других политических и экономических провалов, направляя удар в «слабые места» Трампа в виде «российского следа» и его рискованной новой внешней политики. Последние, скорее всего, и выиграют, так как Трампу придется идти на уступки в вопросах торговой политики с действительно значимыми и «опасными» для американской экономики партнерами США – Китаем, Германией, а также с Мексикой и исламскими нефтяными странами.
Сам же Трамп, скорее всего, рассчитывает, что неактуальность санкций для его экономической повестки и отсутствие реальных связей с русскими приведет к тому, что тема исчезнет сама собой. Для него это лишь вопрос времени (хотя и не года, и не двух). Таким образом, отбиваясь от почти фантастических обвинений в «связях», Трамп, скорее всего, будет делать вид, что не возражает против санкций, а сопротивляется ущемлению власти его администрации. Следовательно, ему не нужно ни с кем воевать в Конгрессе и в своей партии. Наверняка Трамп нейтрален к России. Но теперь он уже не мотивирован мешать Конгрессу в давлении на Россию и ее руководство. И чем больше нападок на Трампа из-за родственников, соратников и связанных с Россией американских нефтяников, тем больше его политическая выгода от превращения России в главного врага США.
Если экономически мы почти ничего не значим для США, то кто же материально заинтересован усиливать и продлевать санкции? А это те, кто борется с европейскими конкурентами (Германией) и заинтересован в переводе в США все большего объема иностранных (офшорных) финансовых активов и международных расчетов. То есть проблемы традиционно будут у тех компаний в ЕС, кто экспортирует продукцию в США и может быть «пойман» на сотрудничестве с русскими (ясно, что Siemens и все германские экспортеры будут напуганы и станут лучше соблюдать ограничения торговли, даже себе во вред).
Аналогично напугают и банки Европы. С учетом крайне странных обвинений США в адрес Deutsche Bank, приведших к гигантскому штрафу без всяких санкций, теперь следует ожидать, что банки Швейцарии, Великобритании и других стран–кредиторов России будут еще меньше финансировать заемщиков из России или открывать им счета. Для США эффект, оказываемый этим на Россию, вторичен (в основном, они ждут ослабления экономики из-за ситуации вокруг нефти и отсутствия финансирования).
Что дальше? Интересно, что в рамках нового закона о санкциях можно будет легче регулировать цены на сырье, ставя страны–изгои в трудное положение очень простыми методами. Если США могут запретить торговать с Венесуэлой за доллары (как когда-то с Ираном), то есть «поставить на колени» довольно большую страну, то дальше можно распространить этот «передовой опыт» и на Россию.
С другой стороны, видно пока ограниченное желание обострять ситуацию по самым чувствительным для России вопросами:
- экспорт нефти — из первоначального текста санкций убрали косвенное указание на «Совкомфлот», а срок финансирования нефтянки (включая торговое финансирование) сократили с 90 дней до 60, а не 30 — это больше соответствует сроку пути нефти по морю.
- госдолг — до конца 2017 года нам не стоит ожидать реального ввода запрета на покупки ОФЗ и евробондов, так как бюрократический процесс согласований дает Минфину 180 дней на подготовку отчета об экономических рисках этого решения для самих США и их «друзей», а они не такие уж маленькие, так как в carry trade хотели сыграть многие и основные хедж-фонды из российских активов еще не вышли.
Складывается впечатление, что истинные мотивы нового витка санкций от американских конгрессменов — не дать отменить старые санкции, кодифицировав их в закон и закрепить Россию в «оси зла». Именно поэтому новые санкции идут единым пакетом с санкциями на КНДР и Иран. Именно эта «пакетность» помогает снять возражения противников санкций в администрации Трампа.