Госдума в среду, 15 марта, приняла во втором чтении законопроект о натуральном возмещении убытков по ОСАГО. Для автодилеров перейти на новую систему будет легко, хоть завтра готовы это сделать. Сервисные емкости для этого есть. Но переход на новую систему таит сразу несколько подводных камней.
Первая проблема — это возможная потеря гарантии на автомобиль, если ремонт проводится не у официального дилера. Нельзя гарантийные машины отправлять куда попало. К чему это может привести? На совещании по законопроекту с одним из сотрудников ЦБ был такой диалог: «Если боковое зеркало автомобиля сбили, неужели его надо к официальному дилеру на ремонт везти?» Спрашиваю: «А зеркало с электроприводом?» Он отвечает утвердительно. «Если вам клеммы не так подключат и накроется вся электросистема автомобиля, вы кому претензии предъявлять будете?» Он удивился: «А что, такое возможно?»
В принципе понятно, что подобное возможно и у официального дилера, но там есть гарантия на все проведенные работы. Ни один официальный дилер не откажется исправлять ситуацию, которая возникла по его вине.
Электроникой современные машины напичканы достаточно серьезно, поэтому ремонт не у официального дилера — это всегда дополнительные риски. Кроме того, при аварии могут пострадать не только кузовные детали, но и ходовая часть, возможны скрытые повреждения. Независимый сервис не всегда знает, как провести диагностику и на что обратить внимание.
Один из представителей неофициальных сервисов объяснял, что они не обладают технологией производителя и обеспечить сохранение гарантии не могут. Сейчас на рассмотрение Госдумы внесены поправки о том, что для ремонта по ОСАГО в официальные сервисы необходимо направлять автомобили, произведенные не более двух лет назад.
Непонятно, откуда взялся срок два года. У некоторых автомобилей срок гарантии составляет три года или пять лет. Я думаю, что, если поправка про два года останется в законопроекте, найдется кто-нибудь, кто подаст в Конституционный суд. Потому что, с одной стороны, гарантия должна быть сохранена, с другой стороны, если автомобиль старше двух лет, его могут отправить в любой сервис на выбор страховой компании. Получается, что конституционные права владельца авто будут нарушены.
К чему может привести экономия страховых компаний на автозапчастях
Страховые компании очень хотят использовать б/у запчасти для ремонта. Но в этом вопросе законодатели нас услышали, такое не предусмотрено. Даже в рамках существующих тарифов можно добиться того, чтобы использовались новые запчасти. Разрыв между стоимостью официальных запасных частей и ценами в справочнике единой методики просто фантасмагоричен. Там даже разрыв с ценами на неофициальные запчасти есть.
Предлагаю рассмотреть на примере Toyota Landcruiser. В единой методике указано, что бампер стоит 6700 рублей. Неоригинальный бампер на рынке стоит 14 000 — 16 000 рублей. Оригинальный стоит 22 000. Спрашивается, что можно приобрести за 6700 рублей? Скорее всего, это китайский аналог, ввезенный контрафактно, который не встанет на машину, его надо будет подпиливать и подкручивать.
Если случится авария с таким бампером, он не выполнит свою функцию. В результате погибнет либо водитель, либо пассажир, либо кто-то еще пострадает. При этом такая методика официально утверждена для расчета стоимости восстановительного ремонта.
Выполнение нового закона будет реализовать непросто, потому что поток к официальным дилерам пойдет, но даже предоставив максимальную скидку, дилеры не смогут добыть запчасти по тем ценам, которые указаны в едином справочнике. Просто таких цен в принципе нет. Возникает вопрос, откуда в справочнике они взялись?
РСА нанимает компанию, которая раз в полгода проводит анализ рынка запчастей по всей России. Цены по многим регионам поразительным образом совпадают — копейка в копейку. Анализ сводится к тому, что ведется проверка цен в магазинах автозапчастей. Но в этих магазинах до 70% продукции является контрафактом. Естественно, цены отличаются от официальных в разы.
И с этой проблемой тоже нужно как-то бороться, даже если РСА не хочет этого признавать. ЦБ попросило, чтобы мы подготовили аналитику от дилерских центров по большому количеству позиций и по разным брендам. Мы надеемся, что ЦБ будет единую методику корректировать.
Как предлагают изменить тарифы на ОСАГО
Страховые компании говорят, что при существующем тарифе на полисы ОСАГО обеспечивать запчасти по официальным ценам невозможно. Они грозятся сдать лицензии на ОСАГО, хоть это и непросто сделать. Нужно отдать им должное, лоббизм у них на хорошем уровне. Им верят.
Поэтому ЦБ оказывается в тупике. Тариф по ОСАГО повышать никто не будет по крайней мере в ближайший предвыборный год. Это лишний раздражитель для большого числа избирателей. Но в 2018 году решать вопрос все равно придется.
Часть страховых компаний предлагает перейти к европейской системе. Там цены на аналог ОСАГО формируются не государством, а свободным рынком. Средняя стоимость полиса в Германии составляет около €500, то есть более 30 000 рублей. В России средняя цена полиса — 6500 рублей. Но в Германии и уровень доходов другой. Страховые компании говорят, что их устроила бы средняя цена полиса от 15 000 до 20 000 рублей. Но это все равно кратное увеличение.
Для премиум-сегмента разницы особой нет, владельцы таких автомобилей поворчат немного, но заплатят. А что делать человеку, который живет и работает в регионе?
Недавно я был в Воронеже. Не понимаю, как там таксисты живут. Три раза за день воспользовался их услугами, отдал 104 рубля в первую поездку, 75 рублей за вторую, в третий раз мы час пробкам ехали, по счетчику вышло 165 рублей. Вышел из машины и думаю, как же этому таксисту удается зарабатывать, если он на бензин потратил едва ли не больше, чем получил от клиента? Для таких водителей повышение стоимости ОСАГО — это конец их бизнеса.
Поэтому ЦБ, страховым компаниям, автодилерам и сервисным центрам придется найти компромисс. И чем быстрее, тем лучше.
Читайте также: Операция «Раздуть аппарат». ЦБ борется не с причинами, а со следствиями кризиса в ОСАГО и Какие страховые компании чаще отказывают клиентам в выплате по ОСАГО и каско?