Пьянящий актив: из чего состоит проданная вместе с «Массандрой» коллекция вин в подземной галерее
Легендарный крымский бренд находился в государственной собственности с марта 1889 года — тогда созданное еще в 1820-е годы графом Михаилом Воронцовым винное производство в Массандре было продано Удельному ведомству, управляющему имуществом императорской семьи, за 1,8 млн рублей. В то время предприятие с виноградниками на 30 десятинах (32,8 га) производило в год 20 000 ведер (246 000 л) белого и красного вина.
Сейчас растянувшиеся на 180 км вдоль Черного моря от Южного до Юго-Восточного берега Крыма виноградники «Массандры» занимают площадь около 4000 га, в 2019 году комбинат произвел 20 млн бутылок вина. Кроме головного завода, у предприятия есть восемь филиалов, вместе они выпускают около 100 наименований различных вин.
Новый хозяин «Массандры». Что ждет легендарный бренд после приватизации
В собственность Российской империи «Массандра» перешла после смерти князя Семена Воронцова, сына основателя предприятия. В 1891 году главным виноделом Удельного ведомства в Крыму был назначен князь Голицын, первым в России наладивший производство высококачественных шампанских вин в Новом Свете.
Основоположник российского виноделия закладывал новые виноградники, улучшал старые и начал строительство в Массандре новых подвалов и тоннелей для хранения и выдержки вин. Главный подвал из семи тоннелей (длиной по 150 м на глубине до 50 м для вызревания вина в бочках) и девяти галерей (для выдержки вина в бутылках) был построен за три года, на его строительство было потрачено 1,2 млн рублей. Подземный комплекс был сдан в апреле 1898 года, за два года до этого Голицын ушел из Удельного ведомства, поругавшись с его начальником.
Винодел, стараниями которого российское вино потеснило на рынке импортное, отличался буйным характером. «Князь Лев Голицын, колосс с львиной гривой, был и впрямь как лев. Благороден, но страшен. Вечно пьян, ищет повода побуянить. Мало ему пить в одиночку, спаивает все свое окружение винами собственных винокурен, — рассказывает в мемуарах граф Феликс Юсупов о своем крымском соседе. — Приезжал всегда с ящиками шампанского. Не успеет въехать во двор, слышен его бас: «Гости прибыли!» Выйдет из кареты и пустится жонглировать бутылками, затянув застольную: «Пей до дна, пей до дна!» Я тотчас прибегал. Очень хотелось первым вкусить чудесное голицынское вино. Бывало, не поздоровается еще, а уж зовет слуг разгружать и раскрывать ящики. Соберет весь дом — и господ, и слуг — и каждого поит допьяна».
Князь после ухода из Удельного ведомства занялся своим предприятием в Новом Свете, в 1902 году стал членом, а через пять лет председателем российского Комитета виноградарства Императорского общества сельского хозяйства. В 1913 году из-за финансовых проблем он подарил свое винное производство и коллекцию в Новом Свете Николаю II.
В конце 2017 года основанный князем крымский завод шампанских вин «Новый Свет» за 1,55 млрд рублей купила структура банка «Россия», основным владельцем которого является миллиардер Юрий Ковальчук.
Съезд победителей: каким станет российское вино под присмотром власти
«Массандра» была национализирована советской властью в 1920 году и с тех пор значительно приросла виноградниками и объемами производства. Ее приватизацию в 2020 году крымские власти тоже объясняют финансовыми проблемами, хотя по отчетности дела у предприятия идут хорошо. За девять месяцев 2020 года компания получила 1,9 млрд рублей выручки и 321 млн рублей чистой прибыли. В 2018 году «Массандра» увеличила объем продаж на рекордные 50%, в 2019 году положительная динамика сохранилась — объем продаж увеличился на 33%.
По оценке заместителя министра сельского хозяйства республики Сергея Петелина, «Массандре» необходимо еще как минимум 10 млрд рублей, которых в бюджете нет. Как объяснили Forbes на предприятии, в ближайшие 10 лет требуется произвести перезакладку 60% виноградников, а это свыше 2000 га, степень износа технологического оборудования превышает 60%, 54% виноградников имеют возраст старше 20 лет, что сказывается на урожайности, тракторы изношены на 96%. По словам бывшего генерального директора «Массандры» Янины Павленко, перешедшей в ноябре 2020 года на работу в администрацию Ялты, «вести с полей сравнивались с вестями с фронта: трактор уходил на виноградник и не возвращался». Компания закупила около 300 единиц сельхозтехники и 100 тракторов, но этого недостаточно.
«Еще нам необходимо осуществить закупку технологического оборудования для первичного и вторичного виноделия, закупку линий розлива, емкостного парка (дубовой, нержавеющей и эмалированной тары), провести реконструкцию заводов первичного виноделия и подвалов выдержки виноматериалов и коллекционных вин, осуществить капитальный ремонт зданий и сооружений, подвалов, магазинов, переоснастить бондарный цех современным оборудованием, а также построить новый логистический склад готовой продукции на 3 млн бутылок», — перечисляет представитель «Массандры» Людмила Похилько.
В 2019 году вина, выпускаемые предприятием, завоевали рекордное количество трофеев на отечественных и международных конкурсах (33 награды), в ноябре 2020 года массандровские саперави и мерло заняли первое и второе места в категории полусладких вин в рейтинге самых качественных вин, составленном Роскачеством совместно с Минпромторгом и Минсельхозом России.
«Массандра» вошла в историю в первую очередь своими креплеными винами. У этого были и природные предпосылки — жаркий, засушливый климат, и исторические — золотой век «Массандры» совпал с пиком популярности крепких и десертных вин, — рассказывает винный критик Forbes Игорь Сердюк. — За сто лет мода переменилась, теперь наиболее актуальны сухие вина, и «Массандра» начинает их производить, хотя доля их в общем объеме производства сравнительно невелика». По его словам, современные агротехника и энология позволяют производить высококлассные сухие вина в климатических условиях Южного берега Крыма, где расположена наибольшая часть массандровских виноградников, однако это требует привлечения серьезных инвестиций и прозрачного распределения их по наиболее эффективным направлениям: в современную агротехнику, высокотехнологичное энологическое оборудование и, главное, квалифицированные кадры.
На крепленые вина в России приходится всего 4% продаж, «Массандра» развивает производство сухих, но не очень активно: несколько лет назад запустила цех по производству сухих вин мощностью 10 000 декалитров в год. У крымской власти, которой в 2019 году была передана «Массандра», на латание дыр и развитие новых производств средств нет. «Капиталовложения в виноделие имеют долгосрочный характер, и то, что в России для поддержания национального достояния в нормальном рабочем состоянии надо искать мощных частных инвесторов, надо признать грустной правдой, — говорит Сердюк. — Иначе государству российскому придется опять театрально оправдываться перед пенсионерами и люмпенами, а то и начинать новую кампанию за трезвость».